Ну вот и пришлось редакции «Катюши» ознакомиться с новым учебником Семьеведения, которое с 1 сентября 2024 г. вводится по всей стране. Пока – в формате необязательной внеурочки, однако масштабы пиара этого «предмета» прямо говорят, что планы у внедрителей очень далекоидущие. И продукт внедрения у либеральных педагогов-психологов из РАО (именно они ответственны за содержание учебника) получился соответствующим – он настраивает школьников-подростков на что угодно, но только не на семейную жизнь, нравственность, рождение и воспитание детей. Часто цитируемые в учебнике известный педолог-вариатор, разрушитель традиционной школы Асмолов и адепт онанизма и педерастии Игорь Кон не дадут соврать. Мы еще раз убедились, что родительская и все консервативная общественность страны не зря протестовали и продолжают протестовать против внедрения в школы секспросвета и антисемейных западных установок по соусом «обучения детей семейной жизни». Вообще, эта очень тонкая сфера, в которой утверждать какие-либо нормативы и схемы, пытаться учить личным отношениям, тем более, уже среди взрослых людей – нет смысла. Надо закладывать высшие смыслы детям через хорошие книги, через глубокое образование, через нормальную культуру. Но у внедрителей Семьеведения – принципиально иные задачи.
Открываем учебник «Семьеведение. Основы семейной жизни», под редакцией академика РАО А.А. Реана. Учебник для учащихся 9-11 классов, изд-во «Арткитчен», Москва, 2021 год. И читаем в аннотации:
«Проект осуществлен в рамках «Соглашения о взаимодействии в области содействия образованию и воспитанию молодого поколения граждан в духе бережного отношения к традициям семейного образа жизни в культуре народов РФ» между Российской академией образования и Фондом ап. Андрея Первозванного».
Звучит обнадеживающе. Учебник разделен на три раздела: для 9, 10 и 11 классов. В этом материале мы остановимся на разделе для 9-классников. Начинается все с рассказа об отношениях, дружбе и любви, затем постепенно подводится к поиску спутника жизни, созданию семьи и вариантам семейных отношений.
И почти сразу мы видим отсылки на… работы Александра Асмолова и Игоря Кона. Это широко известные в либеральных психо-социо-сексологических кругах (последнее – в основном про Кона) реформаторы-разрушители устоев. Первый являлся частым антигероем хроник разрушений традиционного образования от РИА «Катюша», он один из главных авторов «ФГОС 4.0», который внедряет цифру и «ответственное родительство» в образование. Второй – просто известный лоббист различных психосексуальных девиаций, вклад которого в российскую психологию и социологию явно переоценен. Понятно, что у нынешней команды академиков РАО педологи в большом почете, но зачем тащить их мировоззрение в головы школьников?
В разделе о любви девятиклассникам также разъясняется о понятии «эротической любви». Поясняется, что это «страстная любовь-увлечение, стремление к полному, в том числе физическому, обладанию любимым». Не рановато ли давать повод мыслить в таком ключе школьникам, которым скоро ОГЭ сдавать?
Далее школьникам подбрасывается, как бы между делом, информация, развенчивающая идеальность родительской семьи:
«Можно выделить разные причины того, почему разводов пока что так много, и почему чаще они происходят в первые годы. Одна из них – часто случается так, что у молодых людей нет достойного количества образцов гармоничных отношений перед глазами.
В том же исследовании у опрашиваемых узнавали, хотят ли они, чтобы их будущая семья была похожа на родительскую семью, на ту, в которой они росли. Только 42% из них ответили, что хотели бы.
Строго отрицательно ответили на этот вопрос 34%, а еще 24% выразили сомнение, затруднившись с ответом. То есть, для 58% молодежи их нынешняя родительская семья не является ориентиром и образцом…»
Затем авторы делятся с нами тем, что входит в семейные ценности, в их понимании:
«гибкость – готовность менять свое поведение в разных ситуациях, умение посмотреть на ситуацию глазами супруга (супруги). Гибкость – это еще и когда супруги могут обмениваться ролями, если это становится необходимо. Например, если после рождения детей с ними сидела мама, но в какой-то момент папу сократили на работе, а у нее, наоборот, появилось выгодное предложение, то уход за детьми на какое-то время в большей степени может лечь на папины плечи».
С каких пор гибкость в смене ролей в семье – это у нас традиционная ценность? Очевидно, таким образом внедряется т.н. западный гендерный подход, при котором традиционные роли мужчины и женщины в семье размываются.
«В возрасте 14, 15, 16 лет многие люди переживают первые романтические чувства, желание найти свою «пару» – человека противоположного пола, с которым хочется тесно общаться, нравиться ему, проявлять свои чувства, вступать в дальнейшие отношения.
Почему возникают эти чувства? С одной стороны, возникновение чувства влюбленности именно в этом возрасте тесно связано с физическим развитием, созреванием организма, природными законами, основанными на потребности всех живых существ продолжить свой род. Об этом метко сказал А.С. Пушкин в 3 главе «Евгения Онегина»: «Пора пришла, она влюбилась». С другой стороны, человеческое чувство любви значительно глубже и сложнее просто природных потребностей…»
Что это за природные потребности всех живых существ продолжить свой род? Зачем опять наводить мысли девятиклассников на природные потребности? Это, что нужно детям в 14-16 лет?
«Возникшая влюбленность может стать первой ступенькой в развитии отношений с понравившимся вам человеком, перерасти в более зрелые, ответственные отношения, основанные на искреннем интересе друг к другу. Но отношения могут и не перейти на следующий уровень, просто прекратиться или принести горькие переживания.
Начальный этап отношений (период «ухаживания») играет важную роль в дальнейшей жизни пары, дает возможность получить достаточно полную информацию о личностных качествах будущего спутника жизни, накопить позитивный эмоциональный опыт, который станет фундаментом для дальнейшей семейной жизни, найти способы разрешения возможных противоречий, конфликтов. Знакомство с семьей родителей предполагаемого супруга (супруги) поможет понять привычные для него (нее) и воспринимаемые как естественные особенности семейного уклада и обихода».
Зачем рассказывать в деталях про «период ухаживания в жизни пары» как начальный этап отношений между мужчиной и женщиной - в 9 классе? И так подробно излагать, в такой вот форме… Обычно девятиклассников все-таки больше интересуют другие вещи, как вспоминается автору этого материала. А этот текст сам как бы подгоняет школьников - уже пора, ищите женщину! Зачем, когда при нормальном развитии у них с этим пониманием и так все неплохо?
«Назовите не менее трех важных задач периода ухаживания» - тоже крайне сомнительный вопрос для 9 класса, по той же причине. Он только сбивает сознание школьников не в ту степь.
«Психологи в качестве неадекватных, неистинных мотивов вступления в брак называют подражание и конформизм («быть как все»), страх одиночества, потребность самоутверждения путем повышения своего социального статуса через брак, желание решить материальные проблемы, освобождение из-под опеки родителей, удовлетворенность сексуальными отношениями, которая заслоняет все остальное, жалость, месть и так далее», - опять же, зачем подросткам впихивать в мозг мысли о степени удовлетворенности сексуальными отношениями??? Зачем 9-классникам мимоходом втирать про гиперопеку родителей? Потому что это азы либеральной западной детской психологии.
У автора материала есть перед глазами немало примеров ранних браков. При этом никто не учил его знакомых личным отношениям, что никак не помешало им создать крепкие семьи, которые процветают по сей день.
«В наше время во многих странах вступление в брак, а тем более, рождение ребенка все чаще откладываются молодыми людьми до достижения экономической и профессиональной независимости. Молодые женщины стремятся заработать определенную репутацию как профессионала, обеспечить себе хотя бы минимальный трудовой стаж, чтобы облегчить возврат в профессиональную деятельность после декретного отпуска по уходу за ребенком. Юноши откладывают заключение брака до достижения экономической состоятельности, которая обеспечит необходимый и достойный уровень жизни будущей семье. Действительно, такое отношение показывает осознанность выбора, стремление к ответственному родительству, готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Однако слишком длительное откладывание вступления в брак может говорить и о недостаточности чувств, и о приоритете других ценностей».
Снова ненавязчивое фактическое продвижение темы ответственного родительства и бездетности. Не дается никакой негативной оценки тем женщинам, которые делают выбор в пользу карьеры и «экономической независимости». В самом деле, они же такие осознанные и ответственные. А с рождением детей можно и подождать – а там, как пойдет.
«Материальная и финансовая неготовность к самостоятельной жизни ведет к чрезмерной зависимости от родителей. Неблагоприятно связана с благополучием отношений в супружеской паре беременность невесты, что является нарушением нормального процесса адаптации молодой семьи. При рождении ребенка в период адаптации друг к другу к этим сложным задачам добавляются также задачи следующей стадии, связанной с рождением и воспитанием ребенка, что приводит к множеству проблем, усталости и недовольству»
Продолжение темы создания неблагоприятного восприятия рождения ребенка – в частности, как материальной обузы. Еще бы, помощь от родителей получать, как неловко, лучше, видимо, просто повременить с рождением или сделать аборт.
«В связи с откладыванием вступления в брак сегодня все большее распространение получают так называемые гражданские браки, т.е. совместное проживание пары без официальной регистрации отношений. Популярности таких отношений способствуют СМИ, различные реалити-шоу, пропаганда свободных сексуальных отношений без обязательств. Как к этому относиться? Хотите ли именно вы, чтобы ваш брак был зарегистрирован официально или это необязательно?
И вот такой наводящий вопрос 9-классникам в конце темы… Как относитесь к сексу без обязательств? Сейчас типа это модно. Сами сформируйте отношение к «гражданскому браку», мы вас учить не будем. А то с детьми маленькими нынче столько проблем… Впрочем, дальше в головы школьников снова впрыскивается порция яда:
«Одни авторы указывают на плюсы совместного проживания до регистрации брака: отношения проходят проверку временем, что дает молодым людям некую уверенность в правильности выбора; партнеры могут проверить свою совместимость в плане характера, привычек, образа жизни, сексуальных потребностей, физической активности и т.д. По их мнению, это дает молодым людям возможность приобрести начальный опыт совместной жизни, подготовиться к браку более обстоятельно, что, наверное, лучше, чем вступить по страсти в ранний брак, а потом через 3–5 лет, обзаведясь детьми, расторгнуть его».
Отличная информация для 9-классников, то – что нужно. «Надо пробовать, чтоб подошел партнер» - ведь очевидно, что таким образом Семьеведение продвигает и секс до брака подросткам. Вот такие «традиционные ценности».
Еще в учебнике постоянно мелькает пропаганда взятия на себя мужчиной обязанностей женщины, что характерно для современной «гендерной» темы равноправия, а вовсе не баланса отношений и обязанностей в семье.
Если приглядеться, нетрудно заметить, что изображенная на картинке пара является межрасовой. К чему такой приступ евротолерантности для российских школьников?
«В случае если родители слишком активно настаивают на своем, следует поблагодарить их за желание помочь и спокойно объяснить, почему вы хотите сделать по-другому, показать свою взрослую, обдуманную позицию».
А здесь - продвижение либеральной гедонистической позиции: сначала карьера, а дети – потом. Превращение в норму ситуации, когда женщина сначала стремится к высокому заработку, а как-нибудь потом – к материнству. Вот только непонятно, как она будет далее совмещать карьеру с рождением двух, трех и более детей – и зачем она гонится тогда за высоким заработком.
Далее мы видим, что традиционная система ролей в семье подана в учебнике для школьников выраженно негативно, никакого приятия такое описание вызвать не может:
«Примером традиционных социальных ролей может служить такое распределение обязанностей, при котором супруг сосредоточен в первую очередь на зарабатывании денег, а супруга – на ведении домашнего хозяйства и уходе за детьми. Примером товарищеских ролей может служить такое устройство семьи, в котором обязанности распределены между супругами одинаково. А партнерские роли основаны на взаимовыгодном договоре между супругами – распределение обязанностей осуществляется согласно конкретным договоренностям между супругами.
Традиционная система ролей свойственна патриархальной семье, в которой главенствующее положение занимает мужчина. В этом случае от жены ожидается исполнение следующих функций: рождение и воспитание детей, поддержание семейного «климата», подчинение собственных интересов интересам мужа, готовность к ограничению собственной карьеры и сосредоточению деятельности на семье. Общей характеристикой положения женщины при данной системе ролей является готовность существовать в зависимом от мужчины положении».
Такое описание подчеркнуто сделано для того, чтобы девятиклассникам понравились товарищеские и, конечно же, прежде всего, - партнерские роли в браке, которые так популярны на Западе. Но никак не традиционные. И после этого в аннотации к учебнику кто-то еще имеет наглость писать, что он про воспитание молодежи в духе «бережного отношения к традициям семейного образа жизни в культуре народов РФ»? Нам вот видится, что эта книжка явно направлена против традиционных российских семейных ценностей. И цитаты из нее это подтверждают.
Продолжение (и ключевые выводы) следует…