Вчера в ТАСС состоялась пресс-конференция – презентация наконец внесенного в Госдуму просемейного, антиювенального законопроекта теперь уже от десяти сенаторов, изменяющего концепцию Семейного кодекса в контексте традиционных российских ценностей. Его основные разработчики, представители общественности, оказывающие поддержку этой инициативе на протяжении более десятка лет рассказали о том, почему эти перемены в России давно перезрели и обязательно должны быть поддержаны депутатами.
Координатор просемейных поправок в законодательство сенатор Елена Мизулина:
«Процесс внесения поправок в Семейный кодекс был очень долгим. Мы разрабатывали ее с экспертами, общественными организациями, учёными на протяжении 16 лет. В 2014 году концепция законопроекта была утверждена Правительством. В нее вошли понятия о традиционных семейных ценностях, но не был утвержден пункт, на котором мы настаивали - об изменениях в семейном законодательстве РФ.
Но ещё в 2012 г. спикер СФ Валентина Матвиенко создала рабочую группу при Совфеде по совершенствованию семейного законодательства. То есть мы делали все поэтапно и основательно. Эта концепция тоже была готова к 2014 г.
Моя позиция заключалась в легитимации нашей концепции - т.е. чтобы ее нормы были приняты большинством, чтобы большинство граждан были готовы их признавать и исполнять, без всякого принуждения.
К 2020 г. был готов пакет из нескольких законопроектов, поправки в Конституцию продали нам уверенность. Они утвердили как высшие для страны традиционные ценности - материнство, отцовство, детство, брак, защиту семьи. Все это основа нашей традиционной культуры.
Тогда пакет внесли 7 сенаторов, но возник ещё один, альтернативный законопроект, с другим взглядом на семейную политику. Было принято решение отозвать все документы и создать общую межведомственную группу и попытаться договориться. Возглавил ее автор альтернативного документа, сенатор Андрей Клишас. В течение 2021 г. шла серьезная работа, поправки в СК были отработаны единодушно.
Около 5500 детей ежегодно изымаются из семей по необоснованным основаниям. Опека заходит в дом, проводит осмотр жилища, нарушается много статей Конституции. После отобрания ребенка опека обязательно подает иск в суд о лишении/ограничении род. прав.
В семье всякое может случиться, но сама риторика СК была направлена на отобрание детей: якобы, семья представляет опасность для ребенка. Мы сформулировали иные принципы, прежде всего - презумпцию добросовестности родителей. То есть государство у нас по умолчанию должно признавать, что все родители добросовестно исполняют свои обязанности - в полном соответствии с интересами детей. Если иное не будет установлено в порядке, который предусмотрен законом, и на основании решения суда.
Мы уделили особое внимание в новой концепции Семейного кодекса определению семьи. Семья - это общность людей, основанная на браке, родстве, свойстве, усыновлении/удочерении и связанная общими семейными традициями. И родители - это именно мать и отец ребенка. Никаких "родитель один" и "родитель два". В России никогда семья не сводилась к утилитарной задаче совместного воспитания детей".
То есть нельзя будет просто так войти в жилье, обследовать его - сначала предъявите основания, получите соответствующий документ, вступивший в законную силу - только тогда можно ограничивать родителей.
Когда мы стали заниматься случаями отобрания детей, выяснили, что практически всегда можно помочь ребенку не занимаясь выявлением проблем с жилищем, не решая вопрос - виноваты родители, не виноваты... Часто важно бывает обеспечить безопасность ребенка. Он попадает в опасность потому, что родителей нет рядом по разным причинам.
Например, мы включили в законопроект норму: если ребенок обнаруживается с бабушкой или дедушкой, никаких особых документов и разрешений, чтобы считаться законными представителями ребенка, им не требуется.
Отобрание ребенка мы оставили, но оно теперь будет возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении родителей (обоих либо единственного) род. прав или об ограничении в род. правах. И в этом случае ребенку прежде всего гарантируется, что он останется в родной семье. То есть в приоритете прописана его передача родственникам или свойственникам на воспитание. Они получают преимущественное право на устройство ребенка в семью. И только в случае невозможности идёт устройство ребенка в семью не родственников.
Мы уделили особое внимание в новой концепции Семейного кодекса определению семьи. Семья - это общность людей, основанная на браке, родстве, свойстве, усыновлении/удочерении и связанных общими семейными традициями. И родители - это именно мать и отец ребенка. Никаких "родитель один" и "родитель два". В России никогда семья не сводилась к утилитарной задаче совместного воспитания детей», - подытожила Мизулина.
Сенатор Екатерина Алтабаева поддержала коллегу и выделила, что именно призваны изменить просемейные «поправки 10 сенаторов» в СК и другие законы:
«Процитирую вам только одну часть одной статьи действующего пока Семейного кодекса: "родители не вправе представлять интересы своих детей, если органами опеки и попечительства установлено, что между интересами детей и родителей есть противоречия.
И органы опеки в таких случаях даже получают право назначать специально обученных людей, которые будут представлять интересы ребенка вместо родителей. Фактически, это в чистом виде ювенальная юстиция, которой у нас для многих в законодательстве как бы не существует».
Общественный деятель Елена Мильская справедливо заметила, что настало время вернуть справедливость относительно многодетных семей, что и делает данный документ:
«У нас всегда в семье была традиция - старшие дети наблюдали за младшими, и никогда не возникало терминологии , что это угроза жизни ребенка. А сейчас фактически многодетные семьи возведены в статус неблагополучных».
Сенатор Владимир Полетаев был лаконичен: он убежден, что разработан очень правильный закон, и надеется, в осеннюю сессию этого года он будет принят.
Сенатор Маргарита Павлова выразила одобрение законопроекту и подчеркнула его значимость для страны:
«Для меня как члена Комитета СФ по обороне и безопасности было принципиально важно поставить свою подпись под данным документом. Все усилия наших геополитических противников последние десятилетия были направлены на разрушение традиционной семьи.
Этот законопроект долгожданный для многих родителей, общественных организаций, очень важно, что он был внесен в Госдуму».
К.ю.н., представитель Общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр, принимавшая активное участие в разработке поправок в СК, выделила важные нюансы:
«С 2016 года я работала над этими поправками. Общественная организация, в которой я состою, как раз и была организована как ответ на западные антисемейные технологии, которые внедрялись по всей стране при поддержке соответствующих НКО. И эти поправки конечно же сейчас очень нужны.
Это поистине фундаментальный труд, который впервые в нашей правовой системе ставит в центр семью, а не обособленного ребенка.
Также очень важно отметить, что значительное количество изъятий детей из семей происходит из-за неправильной трактовки определения безнадзорности несовершеннолетних в соответствующем законе. Наши поправки устраняют эту проблему.
По нашим поправкам родители теперь могут самостоятельно определять методы воспитания ребенка. Родители не будут обязаны предоставлять постоянной некое справки по запросам опеки, выполнять все новые и новые требования опеки, чтобы им отдали ребенка.
И мы считаем, что ещё много надо сделать для обеспечения суверенитета семейной политики в нашей стране».
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи иерей Феодор Лукьянов отметил, что Русская Церковь полностью поддерживает инициативу:
«Презумпция добросовестности родителей при осуществлении родительских прав для нас крайне важно. Государство – это «семья семей», и если мы будем поддерживать семью, будет крепче стоять наша Родина. Надеюсь, что поддержка сенаторов и депутатов поможет законопроекты получить положительные отзывы. Да поможет нам Господь!»
Важные слова о знаковости этого законопроекта и возвращении суверенитета России сказала в конце мероприятия журналист Анна Шафран:
«Мы сегодня с вами наблюдаем исторический момент. Мы впервые выходим из плена западной парадигмы, методом проб и ошибок мы пришли к тому, что это был ложный путь. Мы наконец подобрались к фундаментальному вопросу. К сожалению, среди министерств и ведомств и среди законодателей не было единства на этом направлении. Очень агрессивно себя вели феминистические сообщества и группы извращенцев. Полагаю, что теперь нам надо будет заняться и этой проблемой.
Буквально накануне в Орле случилась чудовищная история. Женщина родила ребенка, ей потребовалась срочная медпомощь. Но ее ребенка забрали в детдом при этом как безнадзорного, и не собирались долго отдавать матери.
Мы приняли недавно традиционные поправки в Конституцию, поэтому крайне важно теперь поддержать их принятием этого законопроекта, кроме того, он полностью соответствует Стратегии национальной безопасности. Так что если какие-то законотворцы будут против – это серьезный повод к ним присмотреться».
Действительно, у родительской, традиционной общественности есть основания ожидать новые палки в колеса, пока пакет законопроектов будет рассматриваться в Госдуме. Очень надеемся, что все препоны будут преодолены, и семья по-настоящему окажется под защитой государства, а западная ювеналка в России окажется на свалке истории.
РИА Катюша