Главная проблема в том, что в НАТО уверовали в возможность навязать России свои правила войны. Что в случае войны с Россией, война будет вестись конвенционными методами и по сути превратиться в соревнование военных, технологических, экономических и демографических потенциалов.
При такой конфигурации антироссийский альянс рассчитывает на успех «Блицкрига 2.0».
Даже Советский Союз, обладавший колоссальным общевойсковым потенциалом и сетью союзных армий (стран Организации Варшавского договора), на корню пресекал возникновение опасных иллюзий о возможности навязать СССР общевойсковую войну с НАТО. Руководство СССР недвусмысленно артикулировало в официальных и неофициальных месседжах, что в случае чего ответ будет только ядерным, причём сразу стратегическим.
И эти месседжи были весьма убедительны. Страны НАТО не от хорошей жизни тогда включили продвижение идей конвергенции и сделали ставку на соблазнение советских элит возможностью быть принятыми в элиты мировые (наднациональные).
Правда,потом, как обычно, обманули. Оказалось, что с бывшими советскими элитами никто не намерен считаться, когда за их плечами не стоит сильная империя.
Ключевой вопрос в том же: как же убедить НАТО в невозможности навязать России свои условия войны?
И простого ответа тут нет.
Ключевые аспекты стратегии СССР:
1. Отказ от «спортивных» правил войны: СССР понимал, что в гипотетическом крупном конфликте с превосходящим по совокупному потенциалу (технологическому, экономическому, демографическому) блоком НАТО ведение длительной конвенциональной (обычной) общевойсковой войны было для него стратегически невыгодным. Это была бы игра по правилам противника («Блицкриг 2.0»), где преимущество Запада могло бы реализоваться в полной мере.
2. Ликвидация пространства для иллюзий: Чтобы предотвратить саму возможность такого сценария, советская стратегия была направлена на то, чтобы категорически и недвусмысленно исключить у потенциального противника любые надежды на победу в неядерной войне. СССР отказывался «соревноваться» в тех областях, где противник считал себя сильнее.
3. Доктрина мгновенной эскалации: Ключевым инструментом была доктрина «ядерного сдерживания через гарантированное возмездие». СССР официально и неофициально заявлял, что в случае крупномасштабной агрессии против него или его союзников (Варшавский договор) ответ будет немедленным, ядерным и стратегическим. Речь шла не о тактическом ядерном оружии для поля боя, а о полномасштабном ударе по территории противника.
Для убедительности СССР до 1990 года ежегодно проводил в среднем по 15 испытаний ядерного оружия.
Евгений Андрущенко
