Владимир Путин на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам заявил, что необходимо «устранить незаконный оборот продукции на оптовых и розничных рынках, а также в цифровом пространстве».
«Здесь нам не нужно никаких, знаете, как иногда бывало раньше, таких массовых набегов, это точно совершенно не нужно. Но порядок надо навести обязательно и на оптовых, и на розничных рынках. Кардинально сократить нелегальную занятость, которая нарушает права граждан Российской Федерации, усилить контроль за обращением наличных денег», - отметил Путин.
Вице-премьер Александр Новак чуть позже заявил президенту: «Реализуем комплекс мер по стимулированию перехода к безналичным формам оплаты».
И тут становится немножко тревожно, потому как «комплекс мер по стимулированию» можно реализовывать по-разному. Потому как в Узбекистане указом местного лидера с 1 апреля 2026 г. наличные нельзя будет потратить на следующие вещи:
• Алкогольная и табачная продукция.
• Недвижимость и транспорт: покупка любой недвижимости, а также новых и подержанных (возрастом до 10 лет) транспортных средств категорий M, N, O, G (легковые и грузовые автомобили, автобусы, внедорожники) и спецтехники.
• Топливо и энергия: оплата бензина, дизеля и других видов топлива на АЗС, услуги по зарядке электромобилей.
• Коммунальные услуги: безналичной станет оплата электроэнергии, природного газа и питьевой воды.
• Госуслуги: все платежи в государственные органы.
• Крупные сделки: запрет распространяется на любые товары и услуги стоимостью свыше 25 миллионов сумов (около 160 тысяч рублей по текущему курсу).
Запрет в Узбекистане и вывод из оборота налички – беспрецедентный в мировых масштабах. Но что-то нам подсказывает, что следом за среднеазиатскими странами, где цифроконцлагерные эксперименты обкатываются в пилотном режиме, быстро последуют и другие любители «технологического лидерства». Мы только снова напомним: безналичные деньги – не совсем ваши деньги. Они ваши ровно до тех пор, пока это одобряется банком/регулятором/госчиновником. Пока работают электричество и интернет. Еще бумажные купюры невозможно пометить цифровым ID и привязать к конкретному человеку для полного контроля за всеми его финансами. И конечно наличка никак не вяжется с пропихиваемой "прогрессистами" оплатой по биометрии и "цифровым рублем". Из-за всего этого наличные очень сильно напрягают «глубинное государство». Теперь им объявляют открытую войну.
