Замороженные российские финансовые активы сейчас фактически используются против России: начисляемые проценты с этих активов направляются на войну против России, постоянно предпринимаются попытки изъять эти средства в пользу США, ЕС или Украины.
При такой активности рано или поздно противники России найдут способ присвоить российские деньги.
Полезно подумать над тем, как заставить эти замороженные средства работать на российскую экономику или хотя бы сделать так, чтобы они не достались стратегическим противникам России.
И тут есть варианты, правда, их реализация требует инициативности и выхода за рамки шаблонных действий.
Суть в том, чтобы перейти от просьб о возврате средств к созданию давления на страны, удерживающие российские активы, чтобы им это обходилось дороже ожидаемых выгод от удержания и изъятия российских средств.
Вот варианты:
1. Запустить процедуры принудительного взыскания через суды дружественных России стран (участников БРИКС, ЕАЭС) компенсаций за удерживаемые российские активы, наложить арест на имущество западных компаний и государств в этих юрисдикциях. Даже если решения не будут исполнены, это создаст правовой хаос и высокие риски для западного бизнеса в третьих странах, вплоть до обрушения акций западных компаний. Тем более уже есть похожие прецеденты, когда в ЮАР заблокировали все активы Google для взыскания средств по требованию России. Такая стратегия очень осложнит международную деятельность компаний из враждебных России государств и при комплексной реализации будет способствовать ослаблению их экономической мощи.
2. Объявить об отказе от выплат по всем долгам перед недружественными кредиторами, прямо указав, что погашение возможно только за счёт размороженных резервов. Или установить, что оплата по долгам будет производиться новыми российскими ценными бумагами, обеспеченными замороженными активами. Задача — трансформировать нашу проблему замороженных средств в проблему западных кредиторов с невозвратным долгом или столкнуть кредиторов с теми, кто заморозил российские средства.
3. На стоимость замороженных российских активов выпустить государственные ценные бумаги. В истории есть примеры, когда государства выпускали ценные бумаги, обеспеченные замороженными финансовыми активами: Кувейт в 1990 году, Иран в 1981 году.
Использовать эти ценные бумаги для:
· Эмиссии рубля (вместо валютного обеспечения применять обеспечение новыми ценными бумагами, а высвободившуюся валюту направить на целевые проекты развития).
· Взаиморасчётов в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС (в этом случае ценные бумаги, созданные на основании замороженных российских средств, лягут в основу новой финансовой экосистемы, альтернативной долларовой и защищённой от санкций).
Вариант реализации на практике: мы расплачиваемся этими ценными бумагами за китайскую продукцию, Китай расплачивается этими же ценными бумагами с Россией за поставки сырья. Высвобождаем валюту под другие цели, и никакого влияния на инфляцию, так как ценные бумаги фигурируют только в межгосударственных расчётах и не участвуют в расчётах на внутреннем рынке.
· Выпуска новых долговых инструментов для дружественных стран. Выпустить облигации на основании замороженных активов для свободной продажи: когда активы будут разморожены, держатели этих облигаций получат валютные выплаты с процентами.
Вероятно, можно придумать ещё много вариантов.
Основная задача этих мер:
1. Отказ от игры по чужим правилам: не упрашивать агрессора пойти нам навстречу, а создавать своё экономическое поле, свои активы и свои правила.
2. Сделать продолжение санкций максимально дорогим и рискованным для их инициатора.
3. Использовать эту ситуацию для системной перестройки финансовой и экономической модели, уменьшая долларовую зависимость.
Евгений Андрущенко
