«Я бы начал с того, что такого ужаса, какой я ощущаю сейчас в Давосе у абсолютного большинства участников, я за все мои годы участия в Давосе припомню только один раз. А поскольку в Давосе я давно — я с ужасом посчитал, что оказывается, я 25 раз уже здесь, то, соответственно, есть длинный исторический период, в котором, пожалуй, был только один Давос с таким же ощущением ужаса. Это был Давос 2009 года, когда разворачивался глобальный мировой финансовый кризис, у всех на устах был вопрос: что это такое, это кризис в системе или кризис системы в целом? Мы его как-то пережили. Так вот, степень ужаса сейчас, в 2017 году, равна степени ужаса в 2009 году. Все это выражается формулами: мир, построенный после Второй мировой войны, рушится, его больше нет. Мир перевернулся. Еще одна-две иллюстрации тому, что такое Трамп. Как сказала одна из крупнейших американских участниц, у Трампа-президента есть только две опции: либо он откажется от всего того, что он сказал до сих пор, либо он приведет нас всех к катастрофе. И еще одна любопытная деталь — изменение даже не просто тональности, а изменение терминологии. Авторитетнейшие мировые лидеры, аналитики, журналисты используют в описании всей нынешней ситуации термины, которые вообще запрещены были в публичной речи: «идиотское решение», «решение, сделанное идиотами», «дебилы» и так далее. Вот, пожалуй, самое точное описание нынешнего Давоса — это ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы. Причем, заметьте, по экономике ничего катастрофического не происходит, глобальная экономика росла в прошлом году, в 2017 году ожидается рост — 3-4%, поэтому вся эта нынешняя катастрофа — это чисто политическое явление, что, пожалуй, впервые за 25 лет», рассказал г-н Чубайс о своих впечатлениях с форума.

Отец приватизации не один в своих оценках, еще раньше подобные ощущения преследовали журналиста New York Times, о котором уже писало наше агентство. Да и вообще, о кризисе либерализма в последние годы не говорил только ленивый. Говорили политики и экономисты, философы и социологи. Говорили, что неолиберальная глобалистская система — это тупик, а люди отличаются от биомассы и не будут отказываться от семьи, Родина, своего народа в угоду каких-то эфемерных «западных ценностей». Не станут ни в России, ни в Азии, ни в самих ЕС и США. Однако, понадобилось два десятка лет дикого либерального эксперимента, разрушения государств и миллионы жертв, чтобы Чубайс и остальные представители мировой олигархии это увидели в Давосе.

«Сейчас не поймешь, что происходит. В историческом процессе, в котором 1970-1980 годы прошлого века были апогеем либерализма, крах коммунистической системы, «тэтчеризм», «рейганомика», а поверх этого соответствующие идеологические работы, в том числе Фрэнсис Фукуяма с книжкой «Конец истории», смысл которой в том, что история закончилась, либерализм победил везде, и больше ничего не будет. После этого, как мы видим, происходит прямо противоположное. Вместо фундаментальных ценностей либерализма, таких как глобализация, демократия, мультикультурализм и другие, им на смену приходят прямо противоположные: ценности национальной идентичности, ценности национальных интересов, приоритета национальной культуры и так далее. Тут сейчас как раз у меня была горячая дискуссия, на большой сессии один из участников напал на Россию, на Путина за то, что Путин строит новый мир, который основан на национальных интересах. На что я сказал, что, может быть, вы и правы, но, в принципе, он делает это не один, у него есть хорошие партнеры, например, народ Великобритании», — продолжает рассказывать он.

Да уж, мир и правда перевернулся. Картина маслом — на Анатолия Чубайса нападает какой-то западный либерал и Чубайсу приходится выступать за «ценности национальной идентичности, ценности страновых национальных интересов, приоритета национальной культуры и так далее». То есть, за то, что он и его приспешники гнобили 25 лет подряд в угоду масонов-глобалистов.

Впрочем, Анатолий Борисович быстро победил в себе патриота, уточнив что, по его мнению, совсем хоронить либерализм рано, наоборот его надо обновить и приделать ему человеческое лицо.

«Я это к тому, что это, конечно же, большой цикл, и во всем нынешнем глобальном кризисе либерализма можно усматривать либо его конец, как многим бы хотелось, либо, наоборот, старт для его обновления. Я как раз считаю, что мир однозначно демонстрирует необходимость обновления фундаментальных либеральных ценностей. Это, кстати говоря, требование не только к глобальному либерализму, но и к российскому либерализму, который прошел очень похожую историю за те же самые 25 лет. Я глубоко убежден в том, что, во-первых, у либералов сейчас при всей тяжести ситуации открывается очевидный вызов, очевидный запрос, очевидная необходимость на переоценку фундаментальных либеральных ценностей. Я считаю, что если либералы в мире, и российские в том числе, окажутся адекватны этому вызову, они смогут переосмыслить что-то из догм, которые не работают, тогда весь этот негатив обернется в позитив. Тем более надо понимать, что, помимо всех этих идеологических, культурных процессов, конечно же, важнейшее значение имеют технологии, которые на наших глазах глобализуют весь мир. Мы с вами говорим по телефону из Давоса в Москву, что даже 20 лет назад было сделать не так просто. И в этом смысле все равно технологии делают мир ближе, и речь, как мне кажется, скорее, идет не о катастрофе либерализма, а о кризисе либерализма. А это разные вещи. И в этом смысле, если либералы сумеют сделать правильные для себя выводы, это означает, что они сумеют не просто из нее выбраться, а сумеют оседлать и возглавить новую волну», — продолжил свой рассказ г-н Чубайс.

Нет, Анатолий Борисович, не сумеете. Умерла так умерла. Вся ваша власть, которую вы узурпировали в 1990-е , держалась на тонюсенькой ниточке: подавляющее большинство нашего народа смирялось с вашим правлением и его людоедскими «ценностями» вовсе не от любви к демократии и прочим отвлеченным понятиям, а как с неизбежным злом, которое представлялось чуть меньшим злом, нежели хаос гражданской войны. Теперь, когда в России снова появилась сильная власть, ориентирующаяся на национальные интересы, либеральные демагоги могут отправляться писать мемуары. И, кстати, не только в России.

Мир перевернулся и дело тут не в отдельно взятых Путине, Трампе, Ле Пен или ком бы то ни было. Просто, если бы их не было, то дальше пошел бы тотальный слом всех основ мироустройства. Так что ужасайтесь, Анатолий Борисович. А мы будем жить.

РИА Катюша
20 Января 2017 в 08:14
6885