Российско-турецкие отношения вновь оказались под угрозой «холодной войны». Причиной тому стал страх Эрдогана перед появлением новой российской военной базы и лагерей подготовки сирийских курдов. В ответ на свои страхи, Турция приостановила выдачу лицензий на беспошлинные поставки пшеницы, кукурузы и подсолнечного шрота из ряда стран, в том числе и из России. Отгрузки этой продукции из России практически остановлены. Как сообщал гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, российская пшеница в новых условиях облагалась бы пошлиной в 130%. При такой «запретительной пошлине» поставок «может не быть», отмечали в ИКАРе.

«Принятие Анкарой подобного решения может привести к полному прекращению ввоза в Турцию ряда наименований российской сельхозпродукции (пшеницы, кукурузы, нерафинированного подсолнечного масла, шрота подсолнечника, бобовых и риса)», - заявил глава Министерства сельского хозяйства Александр Ткачев.

В Минсельхозе подчеркнули, что действия Турции ставят под сомнение «искренность намерений по выстраиванию прочных взаимоотношений». Ткачев напомнил, что осенью 2016 года между странами была достигнута договоренность о снятии ограничений во взаимной торговле сельхозпродукцией. Россия планировала дальнейшее снятие ограничений на ввоз турецких сельхозтоваров, ранее уже были приняты меры по либерализации продуктового эмбарго, отметил министр. В частности, Москва сняла ограничения на импорт цитрусовых и косточковых, лука, капусты, гвоздики и других продовольственных товаров. «При этом турецкой стороной не было предпринято активных действий по обеспечению доступа российской мясной и молочной продукции на турецкий рынок», — добавил глава министерства. Минсельхоз предпримет все необходимые меры по диверсификации рынков сбыта, переориентировать поставки российской сельхозпродукции в другие страны будет возможно «в короткие сроки», так как Россия занимает лидирующие позиции на мировом рынке зерна, отметил Ткачев. Попытки Турции «оказать давление на Россию», чтобы открыть российский рынок для турецкой продукции «по чувствительным направлениям», по которым активно развивается российское производство, министр назвал неприемлемыми.

Вице-премьер Аркадий Дворкович в телефонном разговоре с заместителем премьер-министра Турции Мехметом Шимшеком в среду, 22 марта, также подчеркнул, что ограничения на поставки российского зерна препятствуют восстановлению полноформатных отношений между странами.

Поводом для «обиды» Турции стали сообщения о том, что Россия построит новую военную базу на северо-западе Сирии для подготовки бойцов курдских формирований. И хотя Минобороны РФ опровергли данную информацию, послевкусие осталось.

«Никаких планов развертывания на территории Сирийской Арабской Республики новых российских военных баз нет», - заявили "Интерфаксу" в понедельник в Минобороны РФ. Там сообщили, что в сирийской провинции Алеппо около населенного пункта Африн в районе соприкосновения отрядов курдского ополчения и подконтрольных Турции формирований Сирийской свободной армии размещено одно из отделений Российского центра примирения враждующих сторон. Задачи этого отделения - предотвращение нарушений режима прекращения боевых действий. Турция, в свою очередь, отказывается верить русским. Более того, вчера во время охраны турецко-сирийской границы в районе Африн был убит турецкий солдат. В убийстве тут же обвинили сирийских курдов, которые контролируют район. МИД Турции вызвал российского представителя, чтобы тот объяснил причину произошедшего. Российские войска находятся в зоне, где был убит военный. А уже сегодня Анкара потребовала закрыть московское представительства партии «Демократический союз», основанной сирийскими курдами. При этом представитель «Демократического союза» Абдесалям Али заявил, что в Москве нет официального офиса партии. Али пояснил, что в столице находится представительство другой организации – Сирийского Курдистана.

Однако, давайте немного разберемся в происходящем. Ополчение сирийских курдов – одна из самых надежных и боеспособных частей сирийской армии. Курды даже в самые тяжелые дни продолжали противостоять как неумеренным ТОЗР ИГИЛ, так и умеренным. Курды и сегодня играют ведущую роль в вероятном наступлении на столицу террористов Ракку. Во время последних переговоров между правительством Сирии и курдами было достигнуто соглашение о создании курдской автономии в пределах единой Сирии. В тоже время для Турции, которую официальный Дамаск считает не более чем оккупантами, террористы как раз курды. Именно для захвата «буферной зоны» от курдов и была начата операция «Щит Ефрата». Но тут 28 февраля сирийская армия перешла в наступление и, прорвав оборону ТОЗР ИГИЛ, соединилась с курдскими частями под Эль-Бабом, заблокировав турецким «умеренным» дорогу на Ракку. Тем самым турецкие войска потеряли возможность для наступления – попытка прорыва грозила столкновением с сирийской армией с последующим вмешательством в этот конфликт, как России, так и Америки. Тогда Эрдоган направил турецкие войска и союзные части боевиков на Манбидж. Он прямо заявил, что намерен устранить так называемую курдскую угрозу и что «основной и конечной задачей проводимой операции «Щит Евфрата» является занятие Манбиджа и изгнание с этой территории отрядов курдского ополчения.

Однако курды не захотели бояться и бежать, а 2 марта обратились к законным властям в Дамаске с просьбой ввести на занятые ее отрядами территории сирийские войска. Что на следующий день и было исполнено, причем, вместе с сирийскими частями в город вошли и охраняемые российские гуманитарные конвои. При этом Россия официально заявила о достигнутых между правительственной армией и Военным советом Манбиджа договоренностях о взятии властями Асада региона под свой контроль.

И вот в этот момент и была вброшена информация о создании российской военной базы в «зоне» Турции, на которой будут обучать курдов и где убит турецкий пограничник. Те в свою очередь уже грозят курдам бомбежками, а против России ввели продэмбарго. При этом, когда Россия и Турция снова готовы сорваться во взаимные обвинения, сегодня проходит новый этап переговоров в Женеве по Сирии. Складывается четкое впечатление, что кому-то очень не хочется совместных действий стран против террористов. И этот кто-то точно сидит не в Анкаре, Москве или Дамаске.

РИА Катюша
24 Марта 2017 в 01:33
3877