Российское руководство больше не заинтересовано в советах западных специалистов, утверждает эксперт по вопросам России профессор Герхард Манготт* в интервью с ведущей телепередачи "Макро" Эвой Шмидт.

Россия постепенно восстанавливается после кризиса. Хотя экономический рост за 2016-й год будет отрицательным, однако снижение, которое составит примерно 0,8%, будет меньше, чем в прошлом году (-3,7%). Однако, по словам эксперта по вопросам России профессора Герхарда Манготта, "модернизация, которая, как утверждается, проводилась на протяжении последних 16 лет, в российской экономике до сих пор не осуществлена".

Макро: Недавно Вы приняли участие в Валдайском форуме в Сочи. Это ежегодная встреча политиков и экспертов, занимающихся Россией. С какими впечатлениями Вы вернулись с этой встречи?

Герхард Манготт: Конференция имеет две ключевые составляющие: встречи с представителями российского руководства – включая президента Путина и министра иностранных дел Лаврова – и интенсивный обмен мнениями между экспертами, занимающимися Россией.

В отличие от первых лет существования Валдайского форума, сегодня российское руководство заинтересовано не в получении рекомендаций западных экспертов, а в демонстрации собственной позиции. Российское руководство ведет себя более уверенно и больше не рассматривает себя в роли учащегося. Темой самой конференции было изменение миропорядка – движемся ли мы к многополярному миру с несколькими сверхдержавами или же нас снова ждет двухполярный мир, на этот раз разделенный между США и Китаем.

Макро: Пике российской экономики остановлено, однако это произошло в первую очередь благодаря динамике цен на сырье. Какими в реальности являются итоги модернизационного толчка, о котором Кремль говорит уже многие годы?

Герхард Манготт: Россия сегодня все ещё пребывает в рецессии, даже несмотря на то, что снижение темпов роста в 2016 году составит всего лишь 0,8%, что существенно меньше, чем в 2015 году. Инфляция также будет ниже, чем в прошлом году, однако её показатели всё равно ещё высоки. Но особое беспокойство вызывает дефицит бюджета. Модернизация, о которой говорилось все прошлые 16 лет, в российской экономике до сих пор не осуществлена. Это связано с провалом экономической политики, плохим инвестиционным климатом и отсутствием прямых инвестиций из-за рубежа.

Макро: Уровень жизни россиян снижается. Как это скажется на президентских выборах 2018 года?

Герхард Манготт: Реальная заработная плата сократилась за 2015-й год на 8,7%. В этом году снижение составит 3,5%. Учитывая также и девальвацию российского рубля, следствием данной ситуации является существенное сокращение покупательской способности населения, поэтому внутреннее потребление нельзя рассматривать как фактор роста. Для многих сегодня насущной проблемой становится выплата кредитов, в первую очередь ипотечных.

Жалобы на эти факторы, конечно же, сказываются на репутации правительства, однако никак не влияют на поддержку президента Путина. Сегодня эта поддержка составляет 84% и ухудшающееся социальное положение, по всей видимости, никак не способно её поколебать. Российскому руководству прекрасно удается объяснить тяжесть ситуации "внешней агрессией", то есть санкциями западных государств.

Собственные ошибки в экономической политике и продолжающаяся зависимость от международных рынков сырья уходят, таким образом, в тень. Поэтому можно быть уверенными в том, что Путина в 2018-м году переизберут. Это связано, однако, с тем, что Путину удалось вычленить, запугать и уничтожить всех соперников.

Макро: 2017-й год – это четвертый год санкций. Не оказались ли они тупиковым путем?

Герхард Манготт: Мы исходим из того, что цель санкций – изменить поведение другого государства. Удержать его от некоторых действий и, напротив, побудить его к определенным шагам. Санкции со стороны ЕС и США, однако, не привели к изменению политики России в отношении Украины. Вскоре после введения санкций в июле 2014-го года, Россия даже эскалировала ситуацию, отправив российские войска в восточные области Украины. Таким образом, санкции потерпели крах, что было изначально очевидно для любого эксперта по вопросам России.

Если цель была наказать Россию, то некоторый успех всё же есть. Так, ВВП из-за санкций снизился на 0,8% за 2015-й год. Но долгосрочные ожидания того, что санкции могут привести к конфликтам внутри российской элиты, или что поддержка Путина среди населения снизится, не оправдались, поскольку с самого начала были абсолютно нереалистичны.

Макро: Россия с воодушевлением восприняла победу Дональда Трампа. Оправданы ли надежды на перезагрузку отношений Москвы и Вашингтона?

Герхард Манготт: Несмотря на эйфорию в российских СМИ, в руководящей элите давно воцарились настороженность и сдержанность. Многие сейчас выжидают, сколько представителей русофобского республиканского истеблишмента займут руководящие должности в правительстве Трампа. Если госсекретарем станет Митт Ромни или Боб Коркер, то это нанесет удар по доброжелательным высказываниям Трампа в адрес Путина.

При этом не следует исключать вероятности того, что Трамп сделает внешнеполитический разворот и признает интересы России как великой державы – на Украине или в Сирии. Однако Трамп – торговец. Он идёт на сделку лишь тогда, когда сам получает выгоду. Каковы могут быть ответные уступки со стороны России – совершенно неясно.

*Примечание: интервьюируемый эксперт явно не относится к числу доброжелателей России, многие его высказывания (в частности, про "отправку войск на Украину" или "запугивание и уничтожение соперников Путина") носят очень спорный и заангажированный характер; тем ценнее некоторые признания из его уст.

РИА Катюша
29 Декабря 2016 в 06:48
2786