Празднование Нового года и рождественские каникулы отодвинули «Колю из Уренгоя» на информационную периферию. Однако намерения Виктора Водолацкого оказались не пустой угрозой. На Ямале в конце года начали генеральную ревизию гимназии № 1 на предмет ее сотрудничества с Фондом Эберта. Результаты 10 января сообщила депутат Заксобрания Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) от КПРФ Ольга Кукушкина, которая в декабре направила соответствующий запрос в Департамент образования ЯНАО. «Мне пришел ответ на мой запрос. Фонд не сотрудничает с образовательными учреждениями ЯНАО. Как я поняла, его нет на территории округа», — сказала депутат. Опроверг сотрудничество со школами Ямала и московский офис Фонда Эберта.

Вроде, раз фонд со школами Ямала не работает, то «дело закрыто». Однако у наблюдателей, хорошо помнящих, как депутат Кукушкина приняла Бундестаг за город в Германии, возникают сомнения.

Второй повод для сомнений — специфика работы Фонда Фридриха Эберта с подрастающим поколением. С детьми, подростками, студентами эта германская НКО активно работает в любой стране, где есть ее представительства, в любом регионе этой страны. И Россия тому лишнее подтверждение.

Начнем, как говорится, с конца: исторгающие ненависть к России «онижедети» с «евромайдана» — результат многолетней работы Фонда Эберта с украинской молодежью. Интенсивность работы «эбертовцев» с юными россиянами легко можно проанализировать, набрав в Яндексе «фонд эберта», «россия», «молодое поколение», «школа». «Необходима просветительская работа в школах. Это должно делать не только государство, но и общество», — сказал в своем интервью «Новой газете» в 2011 году глава представительства Фонда Эберта в России Рейнхардт Крумм. За год до этого Фонд Эберта позвал владеющих немецким языком школьников из России на международные молодежные дебаты в Институт Гете. Эти дебаты — проходящее на немецком языке международное мероприятие, где школьники из стран бывшего социалистического блока совершенствуют свой немецкий язык в беседах со сверстниками. К сожалению, «на выходе» часто получается, что талантливые ребята и девушки уходят с дебатов с мыслью, что Советский Союз был ничем не лучше нацистского Рейха…

В декабре 2014 года в «Перми-36», созданном при участии Марата Гельмана «музее советского тоталитаризма», Фонд Эберта провел для «продвинутой» российской молодежи исследовательскую школу под названием «Уроки XX столетия: память о тоталитаризме в России и Германии». Речь там шла не столько об ужасах нацизма, сколько о «кошмарах» советской системы. В июне 2016 года Фонд Эберта на базе Высшей школы экономики провел конференцию по восприятию истории в публичном пространстве и «продвинутому» проектированию преподавания истории в школе. Кроме ректора ВШЭ, статусного либерала Ярослава Кузьминова, «эбертовцам» оказал содействие «Комитет гражданских инициатив» Алексея Кудрина, еще одного гуру российских либералов. Кузьминов, Кудрин и Фонд Эберта, спонсировавший «евромайдан» на Украине и «тюльпановую революцию» в Киргизии… Нетрудно представить, какое восприятие истории выйдет из «реторт» этих трех «Фаустов».

Пример — выездное молодежное мероприятие Фонда Эберта в Магадане, открывшееся в 76 годовщину нападения нацистов на Советский Союз, 22 июня 2017 года. Вот как анонсировал это событие сайт российско-германского форума «Петербургский диалог»: «19−24 июня 2017 года в Москве и Магадане в рамках форума „Петербургский диалог“ пройдет международная школа для молодых ученых-историков на тему: „Уроки ХХ столетия: память о тоталитаризме в музеях, мемориалах, архивах и современных медиа в России и Германии“. Открытие состоится 21 июня в Магадане. В заседании также примет участие Маркус Меккель, бывший министр иностранных дел ФРГ, заместитель директора Фонда Фридриха Эберта». Напомним читателю, что господин Меккель в 76 годовщину гитлеровской агрессии против СССР произнес: «Фактически, в 1939 году Советский Союз также начал Мировую войну. В Польше, во время войны с Финляндией, странах Балтии, Красная Армия совершала ужасные преступления. Мы должны прийти к признанию совместной ответственности Германии и России за жертвы начала Второй мировой войны».

Участники «международной школы» в Магадане посетили первым делом… Нет, не Вечный огонь и не православную поминальную службу в память советских освободителей Европы от «коричневой чумы». Они 22 июня возлагали цветы к «Маске скорби» — монументу работы Эрнста Неизвестного, символизирующему для всех либералов не столько ГУЛАГ, сколько «ужасы советского строя».

«Случайно ли выбрана дата „мероприятия“? Думаю, что нет. Чему будут учить „молодых учёных“? С большой долей вероятности могу предположить: памяти о „сталинских политических репрессиях“ и „жертвах сталинского режима“ — под надоевшую сурдинку одинаковой ответственности Сталина и Гитлера, СССР и Германии за начало и итоги Великой Отечественной войны. Стало быть, вновь будут сравнивать и уравнивать Освенцим и Севвостлаг, призывать к равному почитанию погибших в той войне — что с советской, что с немецкой стороны. А там и покаяния начнут требовать. От нас. За войну…», — писал тогда магаданский публицист Александр Глущенко.

Публицист оказался не так далек от истины. Названия секций «школы» говорили сами за себя: «Мемориализация памяти о ГУЛАГе», «Тоталитаризм: концепция и ее применение»… К слову, такие «школы» организуются в Магадане при участии германских фондов не впервые, и всякий раз их «красная линия» — сталинский ГУЛАГ был ничем не лучше гитлеровского Генерального инспектората концлагерей. Имплицитно в эту формулу заложена и другая: следовательно, Рональд Рейган насчет «империи зла» был прав, а распад СССР в 1991 году был для бывших советских республик абсолютным благом. Каждое такое мероприятие старается посетить любой молодой ученый-гуманитарий: как правило, честолюбивый студент или выпускник вуза, желающий получить зарубежный грант и для этого готовый слушать и говорить антисоветчину и русофобию любого сорта.

На такие «школы» куда более охотно зовут и кого помоложе — специально отобранных старшеклассников… 30 октября в Ханты-Мансийске было собрание «цвета города» в честь Дня памяти жертв политических репрессий. Почти вся Россия запомнила «гвоздь» той траурной программы — фотографию крымских татар из «Тюркского легиона» СС с пририсованной в фотошопе лагерной вышкой. Это художество должно было символизировать страдания репрессированных при Сталине народов СССР. Устроители траурного митинга всучили фото с «перекрашенными» предателями Родины подростку — судя по форме, курсанту кадетского корпуса. Интересно, что накануне этого кощунства губернатор Югры Наталья Комарова встречалась с генконсулом Германии в Екатеринбурге Штефаном Кайлем. От немцев из ФРГ можно услышать, что госструктуры Германии никогда близко не контактируют с Фондом Эберта или Фондом Аденауэра. Оба германских фонда имеют американское финансирование, и немецкие власти не желают быть обвиненными в работе на Госдепартамент США. Генконсульство Германии в Екатеринбурге опровергает это измышление на практике. На состоявшемся в октябре прошлого года награждении студентов из Оренбурга за успехи в изучении немецкого языка генконсул Кайль стоял рядом с представителями Фонда Эберта.

Рассказывать о многолетней работе «эбертовцев» со школами и вузами ЯНАО и ХМАО можно так долго, что читатель просто утомится. Для легкости и наглядности можно рекомендовать книгу «Молодежные обмены между Россией и Германией», написанную в 2008 году Александром Арефьевым — в то время замдиректора по научной работе Центра социологических исследований Минобрнауки РФ. В этой книге плодотворная работа «эбертовцев» с юными дарованиями российского Севера показана более чем наглядно, с фактами и социологическими выкладками.

Исходя из одного факта существования этой книги стоит сказать следующее. Первое. Говоря о том, что Фонд Эберта, иностранный агент, якобы не сотрудничает со школами Ямала, депутат Ольга Кукушкина (или ее кураторы) исказили реальную действительность. Второй момент даже интереснее и трагичнее первого… Год спустя после зачисления в иностранные агенты, в 2014 году, Фонд Эберта выступал как партнер российского фонда с названием «Русский мир». В 2015 году «Русский мир» и Фонд Эберта провели в Институте Европы РАН конференцию «Русские и немцы: как они видят друг друга». Фонд Эберта — непременный участник мероприятий «Петербургского диалога» и других помпезных конференций, где Старая площадь кует державно-духовные скрепы…

Можно согласиться, что без мемориализации роли немцев в истории России духовных скреп не создашь… Вот только как это совместить с откровенностями из уст того же замдиректора Фонда Эберта Маркуса Меккеля? «Сегодня мы имеем дело с Россией, которая подрывает все послевоенное устройство: аннексия Крыма, скрытая война на востоке Украины. В Будапештском меморандуме 1994 года Россия вместе с США и Великобританий гарантировала территориальную целостность безъядерной Украине. Нужно задать себе вопрос: как относиться к России, нарушающей свое слово, к стране, которой нельзя верить? … Необходимо дать понять России, что мы воспринимаем войну против Украины как войну против Европы… Крым был аннексирован c нарушением норм международного права. Россия ведет войну против Украины. Я считаю важным говорить об этом более отчетливо, не преуменьшая угрозу, как это часто делается. Командование так называемых сепаратистов — большей частью заброшенные в Украину российские военные… Международное сообщество, в частности ЕС и США, должны удерживать давление на Россию», — заявил Меккель в марте 2017 года в интервью журналу «IPG. Международная политика и общество».

Видя, как после этих слов герра Меккеля продолжают принимать в России на высшем уровне, искренний патриот России с той же Украины поневоле вспомнит фразу генерала Алексея Ермолова, которую тот произносил на склоне лет: «Господа русские, если хотите чего-нибудь достичь, то наперед всего проситесь в немцы». Ермолов говорил шутя, но, как известно, в каждой шутке есть доля не только шутки.

Муса Ибрагимбеков, специально для EADaily

TELEGRAM РИА КАТЮША

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
18 Января 2018 в 09:45
2379