Второй день не стихают баталии вокруг заморозки денег Венесуэльской госкорпорции PDVSA «Газпромбанком». Американское агентство Reuters заявило вчера о заморозке российским банком счетов компании, сегодня утром в PDVSA опровергли информацию, а к обеду главный пресс-секретарь России Дмитрий Песков заявил внес еще больше путаницы, сказав дословно: «Мы ознакомились ..., нам ничего об этом не известно». И эти заявления звучат накануне новой попытки свержения законной власти. Ранее Reuters уже пытались вбросить фейк про этот же банк, пытаясь качать ситуацию, но если информация подтвердится, то Мадуро получит нож в спину.

В итоге стало ясно только, что ничего не ясно. В Каракасе, понятное дело, все отвергают – новости о «предательстве» России однозначно играют на руку американцам и с большой вероятностью – эта информация действительно не более, чем вброс. «PDVSA опровергает злонамеренные сообщения, целью которых является ввести в заблуждение венесуэльский народ, это ложь», - говорится в сообщении компании в ее микроблоге в Twitter.

О заморозке счетов американское агентство сообщило со ссылкой на некий источник в банке. «Счета PDVSA в настоящий момент заморожены. Как вы понимаете, операции проводиться не могут», — сказал он. По словам источника, решение о заморозке счета принято из-за опасения американских санкций в отношении венесуэльской компании. Цель ясна, показать жителям, что у Мадуро ничего нет за душой перед «часом Х».

Напомним, после массовых выступлений США объявили о решении поставить во главе латиноамериканской республики своего человека, прикарманив самое большое месторождение углеводородов в мире. Для этого местный Навальный, закончивший американский ВУЗ, лидер оппозиции Хуан Гуайдо объявил себя президентом, и его признали США, некоторые страны Центральной и Южной Америки, а также многие страны ЕС и другие американские вассалы. Россия, Китай, Турция, Никарагуа, Куба и ряд других государств остались верны действующему главе Венесуэлы Николасу Мадуро.

Но главное — Мадуро остались верны силовики, и протест вроде как начал сходить на нет. Тогда автор вброса о «химическом оружии» в Ираке и попыток ложных обоснований для вторжения на Кубу советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон инициировал санкции против Венесуэлы, передавшие финансы страны своему ставленнику Гуайдо. Так, под санкции попала в первую очередь нефтегазовая госкорпорация PDVSA. США блокируют американские активы PDVSA на $7 млрд. Также санкции запрещают покупателям из США приобретать нефть PDVSA — в случае, если такие покупки произойдут, деньги будут перечислены на заблокированный счет. Компания также де-факто потеряла контроль над своей американской «дочкой» Citgo. Теперь она сможет работать в прежнем режиме только при условии, что полученные ей деньги будут направляться не венесуэльским властям, а на специальный заблокированный счет. Американские власти также будут выдавать временные лицензии на некоторые транзакции с PDVSA.

Минфин США объяснял, что PDVSA — основной источник дохода Венесуэлы и поступлений в страну долларов и евро. Смягчение санкций, говорил глава американского Минфина Стивен Мнучин, может произойти только в случае оперативной передачи власти временному президенту и проведения демократических выборов. Помимо этого появилась информация о блокировке золотых активов Венесуэлы Великобританией.

В результате в распоряжении законного президента Мадуро остается только часть бюджета при отсутствии возможности его пополнять и замороженных счетах. А ему, как не крути, надо платить зарплаты бюджетникам, в том числе и военным с полицией. И здесь деньги в российских банках — это то немногое, что могло его хоть временно выручить перед «днем Х», который оппозиция назначила на наш День защитника Отечества — 23 февраля. В этот день у Гуайдо заканчивается им же самим определенный срок мандата на временное правление, после чего тому придется объявлять новый виток митингов и протестов — именно на 23 февраля Гуайдо созывает сторонников на грандиозный митинг-манифестацию в свою поддержку. Тогда же на 23 февраля назначены некие принудительные со стороны США поставки так называемой гуманитарной помощи через границу с подконтрольной Колумбией, откуда в Венесуэлу уже перебрасывались отряды легендарных «эскадронов смерти».

Впрочем, если информация о блокировке счетов «Газпромбанком» подтвердится, то оправданием российского банка будет служить его опасения за счета народного достояния — «Газпрома». Попадание в санкционный SDN-лист по Венесуэле означает запрет на ведение бизнеса с его фигурантом для американских граждан и компаний, то есть запрет на любые расчеты в долларах США, поскольку любые долларовые транзакции проводятся через корсчет в американском банке и должны быть им заблокированы. Более того, любой, кто будет работать с попавшими под санкции, получает риск попадания под вторичные санкции с тем же результатом. А «Газпромбанку» есть что терять. Например, свою дочку в Европе — банк, капитализацию которого российская организация увеличила на сумму 50 млн евро, до 180 млн. евро. Этот же дочерний банк GPB International S. A. выступил в качестве совместного ведущего менеджера для облигации ПАО «Газпром». 16 ноября 2018 года ПАО «Газпром» закрыл выпуск 47-й серии облигаций участия в кредитах на сумму 1 млрд евро с 5-летним тенором и 2,949% купоном.

В общем, деньги большие, и терять их из-за спасения Мадуро «Газпромбанку» по логике либералов, вроде бы не резон. Правда, если для «Газпрома» это -- просто опасный «актив», то для Роснефти уход из Венесуэлы — дело весьма болезненное. Как сообщает официальный сайт Роснефти, в 2016 году ПАО «НК «Роснефть» и Petróleos de Venezuela, S.A. (PDVSA) в рамках рабочего визита Главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина в Венесуэлу подписали в присутствии Президента страны Николаса Мадуро ряд документов, направленных на дальнейшее развитие стратегического сотрудничества между компаниями. Среди них договор о проведении технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта разработки и эксплуатации блоков Патао, Мехильонес и Рио Карибе на том самом богатейшем шельфе Венесуэлы.

Совместно с венесуэльской PDVSA Компания успешно реализует пять проектов разведки и добычи на территории Венесуэлы, в том числе три проекта в стадии добычи: «Петромонагас» (доля ПАО «НК «Роснефть» — 40 %), «Петропериха» (доля ПАО «НК «Роснефть» — 40 %), «Бокерон» (доля ПАО «НК «Роснефть» — 26,67 %) — один проект в стадии опытно-промышленной разработки «Петромиранда» (доля ПАО «НК «Роснефть» — 32 %) и один проект в стадии разведки «Петровиктория» (доля ПАО «НК «Роснефть» — 40 %). Начальные геологические запасы нефти данных проектов превышают 20,5 млрд тонн.

Для США венесуэльская нефть — это тоже ресурс стратегический, ибо Венесуэла неизменно является третьим или четвертым по величине поставщиком сырой нефти в Соединенные Штаты. В 2017 году, например, США импортировали менее 500 тыс. баррелей в день сырой нефти и нефтепродуктов из Венесуэлы. И это на фоне экономической войны со стороны Трампа, а так поставляла и по 1200 тыс. баррелей, а запасов там еще ой на сколько хватит. И как только Трамп и ко получат доступ к венесуэльской нефти, то в первую очередь выбросят оттуда российские компании со всеми миллиардными вложения и многомиллиардными перспективами.

При подобном раскладе есть и более существенный минус. Если США способны вот так контролировать российские банки по отношению к Венесуэле, то что им помешает дергать за санкции в отношении Сирии, Донбасса, Крыма, да и просто дергать, когда захочется. Вопросов появляется много. О каком реальном экономическом суверенитете тогда можно говорить, если российскому банку указывают из Минфина США? И это год 2019-й, а не 2014. Понятно, что для «Газпромбанка» взаимодействие с ЕС, где торгует «Газпром», мера вынужденная, но почему тогда активы Венесуэлы не были выведены в другое, менее связанное с Западом кредитное учреждение?

Впрочем, важна нынешняя история, скорее всего только ради аналитики рисков тех самых иностранных активов наших банков, особенно в долларах. Как мы уже отмечали ранее, скорей всего вся эта история не более чем вброс Reuters, которое ранее уже сообщало со ссылкой на источники сведения, касающиеся «Газпромбанка» и PDVSA, и которые затем в российской кредитной организации опровергли. В частности, речь шла о том, что венесуэльские нефтяники переводят в банк счета своих совместных предприятий. Там признали наличие счетов PDVSA, открытых несколько лет назад, но заявили, что новых счетов не открывалось в последнее время. «Информация агентства Reuters не соответствует действительности. Являясь одной из крупнейших нефтяных компаний мира, PDVSA имеет открытые счета во многих крупных банках, в том числе международных. В рамках взаимодействия с несколькими российскими компаниями — клиентами банка в группе ГПБ несколько лет назад также были открыты счета PDVSA. Однако мы подчеркиваем, что никакие новые счета не открывались и не планируются банком к открытию», — отметили в самом «Газпромбанке», а агентство Bloomberg со ссылкой на министра нефти Венесуэлы Мануэля Кеведо сообщало, что у нефтяной госкомпании есть счета в российских банках уже много лет.

РИА Катюша

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
18 Февраля 2019 в 09:27
2108