Канцлер ФРГ Олаф Шольц, выступая на 77-й сессии Генеральной Ассамблее ООН, заявил, что Германия готова стать постоянным членом Совбеза ООН и попросил поддержать это решение. Вот только не понятно чье. Решать Германия в ООН не может по определению, ведь Организация Объединенных наций была выстроена странами-победительницами на руинах гитлеровского рейха. Инициативу ФРГ яростно поддержал президент Франции Эммануэль Макрон, видимо забывший, что в стан победителей его страну включили только по настоятельной просьбе Иосифа Сталина. Даже рассмотрение заявления хера Шольца «о членстве» предопределит скорый конец ООН.
Организация Объединенных наций создавалась на основе потсдамских и ялтинских договоренностей стран-победительниц во Второй Мировой войне. В Уставе организации прямо прописаны ее цели, среди которых главная - недопущение впредь печального повторения истории, а именно новой Мировой войны. Исходя именно из этой цели, в организации был сформирован Совет Безопасности, постоянными членами которого стали страны-победительницы. В последние годы неоднократно предпринимались попытки провести ревизию ее основополагающего документа - Устава ООН. Сейчас статусом постоянных членов Совбеза ООН обладает пять стран: Россия, США, Китай, Великобритания и Франция. В сентябре постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд сообщала, что госсекретарь США Энтони Блинкен собирается внести предложения по реформе Совбеза ООН на 77-й сессии Генассамблеи. Вопрос об этой реформе страны коллективного Запада подняли еще весной 2022 года, сразу после начала СВО.
«Германия готова также взять на себя большую ответственность в качестве постоянного члена <Совбеза ООН>, а в начале - в качестве ее непостоянного члена в 2027-2028 годах, - заявил Шольц. - Я прошу вас поддержать нашу кандидатуру. Кандидатуру страны, которая соблюдает принципы ООН и которая выступает за сотрудничество и участвует в нем». При этом недочлен Шольц забывает, что поставками оружия на Украину, в том числе недокументированными, его страна разжигает пламя Третьей мировой войны.
Начиная с 2014 года, когда Украина начала открытую агрессию против Луганской и Донецкой народных республик, в мире возникла принципиально новая ситуация. Фактически, киевский режим на Донбассе вел военные действия, совмещенные с геноцидом. ООН молчала и не предпринимала ничего для предотвращения перерастания этого локального конфликта в глобальный. Теперь Шольц называет всё это «реалиями изменившегося мира»: «Мы должны адаптировать наши правила и институты к реалиям XXI века. ... Это касается и Совета безопасности ООН. Германия много лет выступает за его реформы и расширение, прежде всего для того, чтобы включить в его состав страны глобального Юга». Красиво прикрывается, не правда ли? Не ФРГ, а Индия и Пакистан должны стать саперами на минном поле ооновского Устава.
Германскому канцлеру вторит президент Франции: «Франция предлагает приступить к реформе Совета Безопасности, чтобы он стал более представительным». Но это ещё не всё, Макрон добавил, что также следует «ограничить право вето в отношении массовых преступлений <виновных в них стран>», явно подразумевая недоказанные украинские фейки в Буче и Изюме. Россия отлично понимает, что дальнейшее распространение этой инициативы приведет к отмене права вето вообще. Объяснение своей инициативы Эммануэль Макрон обозначил так: в ходе украинского кризиса возникла угроза «фрагментации» мирового сообщества, увеличилось число «нерешаемых конфликтов» и происходит «распространение оружия массового уничтожения». «Так много угроз, на которые нельзя ответить без объединения региональных держав», - доложил французский лидер.
Ждем поддержки этих инициатив от США, хотя представители Госдепа заявили, что «добиваться исключения России из Совбеза ООН Джо Байден не будет», зато осудит СВО, и поддержит инициативу стран-партнеров. А пока стратегическая повестка по локализации России в ООН усугубляется «мелкими пакостями» от американцев - попытки невыдачи или несвоевременной выдачи виз российским дипломатам, сотрудникам ООН и участникам Генеральной ассамблеи ООН ломают рамки юрисдикции организации как наднационального международного органа. «Вашингтон стал расценивать ее как свою карманную игрушку, используя факт нахождения штаб-квартиры ООН на своей территории, - считает бывший дипломат СССР высокого ранга Сергей Аксенов. - Возникает естественный вопрос: в чем смысл существования данной организации, которая не способна решить ни одной из своих уставных задач в нынешних кардинально изменившихся условиях? Что такое ООН сегодня - орган принятия решений или просто дискуссионный клуб? Если второе, то зачем России тратить огромные средства на содержание аппарата организации, в которой ее лишили имманентных прав страны-основательницы?». Интересно, насколько этот «финансовый аргумент» будет воспринят нашим Минфином и его руководителем Антоном Силуановым, почти установленным резидентом Всемирного банка.
Прошедший недавно саммит ШОС показал, что большая часть современного мира не согласна с гегемонией старых игроков – США и Британии, ЕС и НАТО. Уже сегодня потенциал шанхайской организации, прежде всего, экономический, превышает совокупные ресурсы Америки и Европы. Объективные признаки указывают на то, что ШОС будет расширяться и в новых условиях может на определенном этапе взять на себя те функции, которые сегодня призвана, но не способна выполнять ООН. Кстати, по наблюдению Светланы Дмитриевой, «если Германию как-то протащат в Совет Безопасности ООН, он вполне сможет сменить название на ‘Совет опасности’». В этом виде странам ШОС такой СБ ООН точно не нужен.
Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»