28 февраля в предпоследний день зимы в Верховном совете ПМР прошел VII съезд депутатов всех уровней независимой республики. На нем присутствовали представители всех органов власти – законодательной, исполнительной и судебной. Прибыл и президент – Вадим Красносельский. Съезд принял два ключевых документа –  Резолюцию и Декларацию, которые полностью отражают волю граждан накануне запланированной агрессии со стороны б/УССР и Молдовы, за которой стоит Румыния и НАТО. В документы съезда стоит очень внимательно вчитаться, чтобы понять чего реально ждет от России самобытный и суверенный приднестровский народ.

В резолюции обстановка вокруг ПМР характеризуется следующим образом:

  • В текущих условиях глобальной и региональной нестабильности, трансформации всего политического мироустройства, ПМР столкнулась с небывалыми вызовами и угрозами экономического, социально-гуманитарного, военно-политического характера.
  • Молдова усилила применение блокадно-ограничительных мер, направленных на подрыв экономического потенциала, разрушение основ независимости и государственности, навязывание чуждых ценностей, противоречащих исторической правде и основам идентичности единого многонационального приднестровского народа.
  • Международный переговорный процесс ПМР с Молдовой искусственно загнан в положение стагнации. Кишинев на протяжении ряда лет отказывается от прямых открытых переговоров на уровне высшего руководства двух сторон, а практически все ранее достигнутые договоренности грубо нарушаются или игнорируются Молдовой.
  • На фоне усиления давления на Приднестровье и искусственного ограничения функциональности международных политико-дипломатических механизмов соседняя Молдова осуществляет ускоренную милитаризацию и стремится к разрушению дееспособности успешной и эффективной Миротворческой операции.

Таким образом, совершенно ясно, что в качестве основной угрозы депутаты ПМР видят именно военную, признаками которой являются милитаризация Молдовы, требования прекращения миротворческой миссии РФ, организация экономической блокады. На втором месте стоит «навязывание чуждых ценностей» и стремление врага переформатировать ментальность приднестровцев, сложившуюся с начала 90-х годов.

Депутаты ПМР понимают, что для этого надо делать:

  1. Заявить о том, что приднестровский народ остается сплоченным, единым и не свернет с пути защиты собственной идентичности, неотъемлемых прав и свобод своих граждан, укрепления государственности ПМР.
  2. Принять Декларацию VII Съезда депутатов всех уровней ПМР.
  3. Утвердить и направить обращения в адрес Федерального Собрания РФ, ООН, всех участников международного переговорного формата «5+2», ОБСЕ, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламента ЕС и Международного комитета Красного Креста.

Именно принятая Декларация становится основным политическим инструментом, который передается в руки России и должен использоваться ей по назначению. Все остальные обращения (кроме к ВС РФ) носят сопроводительный характер, чтобы ни одна из контролируемых врагами России организаций не сказала бы, что «их не предупреждали».

Декларация подготовлена людьми, которые «выражают коренные интересы народа Приднестровья», и «движимыми стремлением к обеспечению мира, безопасности и процветания республики». Это отличная самоидентификация депутатов. Но главное, чем они руководствуются: в самом первом пункте говорится, что Декларация составлена на основании «реализации воли народа, выраженной на всех референдумах», Это не пустая фраза – с 1989 года референдумов в ПМР было семь.  Последний прошел в 2006 году, на нем при явке более 74% 97,1% проголосовавших ответили «ЗА» на вопрос: «Поддерживаете ли Вы курс на независимость ПМР и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?». Вот с чего начинается Декларация. Если нельзя сказать о присоединении к РФ из каких-то соображений прямо – можно сделать это пронзительно понятным эзоповым языком.

Приверженность авторов Декларации Конституции республики, стратегии ее развития, общечеловеческим ценностям, праву народов на самоопределение и международному праву - необходимые условия для соблюдения дипломатического пиетета и не более того. Отдельно стоят два важных пункта – определение ПМР как «демократического правового суверенного государства» и «незыблемость действующего формата миротворческой миссии». Они ключевые, как и мотивация депутатов: они подписали Декларацию, «осознавая ответственность перед Родиной и будущими поколениями».

В Декларации утверждается, что существование ПМР абсолютно законно: «Государственность и независимость ПМР провозглашены в полном соответствии с основополагающими документами международного права, включающими Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, и дополнительно подтверждены Консультативным заключением Международного Суда ООН от 22 июля 2010 года, констатирующим отсутствие противоречия между декларацией о провозглашении независимости и международным правом».

Определено, зачем приднестровское государство существует в нынешнем виде: «Главной целью и принципами развития ПМР являются политическая стабильность, экономическая самодостаточность и социальная справедливость с ориентацией на укрепление независимости и обретение широкого международного признания, защиту прав, свобод и идентичности приднестровского народа».

В документе подчеркивается принципиальная разница в самоидентификации населения ПРМ и Молдовы: «Существующий столетиями самобытный приднестровский народ в период независимости Приднестровья получил дополнительный стимул к свободному развитию и самовыражению своей идентичности, представляя собой уникальную многонациональную общность, объединяющую представителей более 70 национальностей. Наша идентичность кардинально отличается от бессарабской или румынской идентификации населения соседней Молдовы».

Фиксируется отражение агрессии со стороны Молдовы, за которую никто не понес ответственности: «Приднестровье продолжит добиваться политико-правовой оценки бесчеловечной военной агрессии со стороны Молдовы с целью международного осуждения и получения гарантий недопущения повторения подобных преступлений в будущем».

Дается оценка переговорному процесс между ПМР и Молдовой: «Приднестровье десятилетиями участвовало в переговорном процессе с Молдовой, стремясь к поиску путей мирного урегулирования конфликта, к установлению государственно-правовых отношений, обеспечивающих всю совокупность прав и интересов нашего народа. В отличие от Приднестровья руководство Молдовы многократно нарушало ранее согласованные договоренности, показывая неспособность к открытому цивилизованному диалогу, нежелание и неготовность учитывать интересы нашего многонационального народа».

В Декларации приводятся конкретные примеры деструктивного курса Молдовы на социально-экономическое удушение ПМР:

  1. В 2023 году Молдова приняла поправки в Уголовный кодекс (т.н. «закон о сепаратизме»), создав предпосылки для уголовного преследования буквально каждого гражданина Приднестровья.
    • Приднестровцы подвергаются дискриминации и произволу при пересечении границы РМ.
    • Жителей Приднестровья депортируют, разлучая их с семьями.
  2. Молдова стремится разрушить систему здравоохранения ПМР.
    • Заблокированы поставки в Приднестровье диагностического оборудования для лечебных учреждений.
    • Запрещается импорт рентген-техники.
    • Обострилась проблема ввоза в республику медикаментов.
  3. С 1 января 2024 года Молдова ввела грабительские таможенные пошлины в отношении приднестровских предприятий.
    • Экономика оказалась под бременем двойной оплаты таможенных пошлин.
    • Происходит разрушение крупного и малого бизнеса.
    • Идет нарушение традиционных торгово-экономических связей со множеством государств мира.
    • Накоплен многомиллионный дефицит бюджета.

Резюме из документа: «Молдова фактически развязала против нашего народа экономическую войну, намеренно создавая предпосылки для многомиллионного дефицита бюджета и катастрофического снижения торговли. Своими действиями соседнее государство грубейшим образом нарушает неотъемлемые права и свободы человека, закрепленные в универсальных источниках права». Констатируется, что ПМР уже находится в состоянии гибридной войны с Молдовой и стоящей за ней Румынией, которая в любой момент может перейти в «горячую стадию». Этому способствует полная блокировка со стороны Молдовы переговорного процесса с момента избранного курса на вступление в ЕС. «С осени 2019 года Молдова намеренно заблокировала нормальный режим работы международного формата “5+2” и все эти годы продолжает уклоняться от политического диалога на уровне высшего руководства сторон. Кроме того, Кишинёв отказался от исполнения почти всех ранее достигнутых соглашений с Приднестровьем, включая последний пакет протокольных решений социально-гуманитарной направленности, подписанных в 2016-2018 годах», - утверждается в Декларации.

Именно поэтому «нынешняя критическая ситуация требует срочного и максимально активного международного вмешательства в целях предотвращения эскалации напряженности и недопущения кризисного развития ситуации» - абсолютно логичный вывод.

На первое место в документе депутаты ставят необходимость принятия обращения к своим коллегам из России: «Принять обращение в адрес СФ и ГД РФ с просьбой о реализации дипломатических мер по защите Приднестровья в условиях усиления давления Молдовы с учетом факта постоянного проживания на территории ПМР более 220 тысяч граждан России и уникального положительного опыта российского миротворчества на Днестре, а также статуса гаранта и посредника в переговорном процессе».

Совершенно очевидно, что акцент на «дипломатических мерах» сделан не зря. Не дай Бог случится совместное нападение и в новом обращении будет сказано о применении военных мер для защиты Приднестровской Молдавской республики.

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»

29 Февраля 2024 в 12:10
7341