Пока страна воюет с глобальным IV  рейхом, как бы российские корпорации ведут себя как минимум странно. Так, стало известно, что только в первом полугодии 2023 года США купили у России, читай ГК «Росатом», 416 тонн обогащенного урана-235, что в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года и максимум с 2005-го. В Америке объявили, что хотят максимально снизить «урановую зависимость» от России, однако поставки обогащенного урана продолжаются. Компании США платят «Росатому» в год порядка $1 млрд, утверждала в июле газета The New York Times. Поставки осуществляются морским путем, при этом серьезную долю на судах занимает и уран из Казахстана, чему президент Токаев отнюдь не противится. Кроме обогащенного урана в США продолжаются поставки редкоземельных металлов, удобрений и кованного титана для авиастроительной промышленности. Все они критичны для самой недружественной страны, однако наша санкционная политика обходит эти темы стороной.

Россия поставляет в США только обогащенный уран-235 (U3O8), который является главной статьей закупок. По данным Управления энергетической информации США (EIA) за первые шесть месяцев текущего года американцы нарастили закупку урана у России до 416 тонн. В аналогичный период прошлого года было поставлено 188 тонн. В последний раз такие высокие показатели фиксировались в 2005  году, когда через океан перевезли 418 тонн. Американская атомная энергетика, на которую приходится наибольшее число атомных станций в мире, на 95% зависит от импорта ядерного топлива. Своя промышленность по обогащению урана там была ликвидирована как класс. Россия в 2022 году находилась на третьем месте по объему поставок в США урана с 12% в стоимостном выражении после Канады - 27%  и Казахстана - 25%.

Перевозка урана осуществляется суднами-балкерами / bulker, это специальные насыпные рудовозы. В июне-июле этого года в США было отправлено два балкера, доставивших обогащенный российский и казахский уран-235. По данным автоматизированной идентификационной системы судов (АИС), это балкеры компании ARRC Line (Atlantic Ro-Ro Carriers). Судно Atlantic Action II пришло 12 июня из порта Бронка и разгрузилось в Балтиморе и Филадельфии. Atlantic Runner II вышел из Бронки 5 июня и прибыл в Хьюстон 28 числа. Предыдущие грузы они доставили в США в начале мая.

По данным экспортно-импортных накладных на портале ImportGenius, 3 и 7 мая американская Westinghouse получала грузы от АО «Техснабэкспорт» группы ГК «Росатом» на взятых в лизинг АО «ТЕНЕКС-сервис» / Tenex – компаний, входящих в ту же группу - балкерах. В мае также получила российский гексафторид урана (UF6), используемый для его обогащения фирма Global Nuclear Fuels. Она является совместным предприятием американской General Electric и японской Hitachi и собирается построить в еще одной недружественной стране - Канаде - первый на американском континенте малый модульный реактор BWRX-300. Его планируют скоро возвести и в очень агрессивной по отношению к нам Польше. Надо отметить, что Россия в лице «Росатома» в поставках обогащенного урана-235 открыто демпингует. Его цена в 2022 году составляла $35,2 за фунт при средней импортной цене в $39,08. И не надо говорить, что это нужно для того, чтобы удержаться на американском рынке, такая ценовая политика –  принципиальная позиция «Росатома», который до сих пор контролирует Сергей Кириенко.

Россия не является крупнейшим добытчиком и экспортером урана, однако ее доля в услугах по конверсии урановой руды до желтого кека составляет 33%, а обогащенного урана-235 — 40% мирового рынка. Операторы АЭС в США получают 20% обогащенного урана из России и поэтому официально выступили против каких-либо санкционных ограничений. По данным французской компании ORANO, мировой рынок обогащения делят между собой четыре производителя — британско-немецко-нидерландская группа Urenco, ORANO, ГК «Росатом» и китайская компания CNNC. На первые две приходится 31, а на нас с Китаем – 12% рынка. Наличие урановой «иглы» налицо. Именно поэтому в апреле министры энергетики пяти стран G7 объявили о создании альянса по снижению влияния России в мировой логистике снабжения ядерным топливом. По этому поводу глава агентства GHS Climate Джеймс Крелленштейн заявил: «Необъяснимо, почему спустя более года после ввода российских войск на Украину, у администрации Байдена нет плана по преодолению этой зависимости».

Западные производители действительно строят планы по наращиванию своих мощностей и замещению российской продукции. Так, Urenco в отчете за 2022 год, не говоря об объемах обогащенного урана, представила новую стратегию. Она предусматривает значительное расширение производства с 2027 года. Одновременно Национальная комиссия по общественным дебатам во Франции завершила в апреле слушания по расширению завода Georges Besse II компании ORANO. Его мощности по обогащению планируется расширить на 30% к 2028 году. Поэтому актуален комментарий директора «АтомИнфо-Центра», входящего ГК «Росатом» Александра Уварова данное в июне этого года: «По срокам замещения российского обогащенного урана на западном рынке могу сказать только, что и по объективным показателям, и по той информации, что у нас есть, речь может идти о 2028 годе как самой ранней дате». Так что Россия в лице Сергея Кириенко готова способствовать США еще целых пять лет и помогать нашим бывшим советским республикам – Казахстану и Узбекистану транспортировать их обогащенный уран в глубоко недружественном направлении морским путем на судах, взятых в лизинг дочкой ГК «Росатом» Tenex. Кстати, в 2022 году «Казатомпром» организовал пробную небольшую поставку через Грузию и признал этот путь неэффективным и слишком затратным.

Сократив импорт и задрав цены со своей стороны, мы можем доставить серьезные неприятности США. Однако эта возможность мягкой силы /soft power даже не рассматривается нашим госруководством. Мы как поставляли, так и будем продолжать это делать и по ряду других критичных для США товаров: кованному титану фирмы «Ависма», редкоземельным металлам для современной электронной промышленности и азотных удобрений для американских ферм. Причем именно за доллары США, с которыми на словах финансово-экономический блок правительства усердно борется. Да так, что их видеть не хотят в России – все они «висят» на фирмах-прокладках за рубежом.

Но ведь есть другой способ, проверенный в лихие 90-е  на населении всей России – это бартер. Когда за палладий и литий мы получаем те же микросхемы серии Space для нашего лунного проекта, за удобрения – посевной зерновой и картофельный фонд, за обогащенный уран – современное медицинское оборудование, всё что угодно из санкционного списка. Вот только кованным титаном торговать вообще не надо – без него не соберут турбо-реактивные двигатели. Ведь они предназначены не только гражданским бортам, но и части военных самолетов, которые так или иначе окажутся в б/УССР. Но если уж так хочется продавать – пусть покупатели вернут арестованные на западе борты российских авиакомпаний.

То, что в этих направлениях ничего не делается, говорит только об одном – Россия остается неоколонизированным государством несмотря на красивую риторику ее элит, на самом деле составляющих основу «шестой колонны».

Эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, считает, что коллективный запад намертво завязан на Россию по обогащенному урану: «Никто пока не ввел санкции против российского ядерного сектора. Компании с запада будут пытаться закрыть для нас рынки своих стран, но ситуация в Нигере, который был важным поставщиком урана, может помешать этим планам. Россия хоть и добывает не так много урана, но частично обеспечивает ядерным топливом даже Францию. Французская компания ORANO контролирует 12% мирового рынка обогащения урана, а российский Росатом – более 40% мощностей. Париж до сих пор закупает ядерное топливо у Москвы. Такая же ситуация и у американцев. И в ближайшие 5–10 лет ситуация на рынке вряд ли изменится». Эти слова подтверждают одно – все в руках России. Нужна только политическая воля и ее последовательная реализация.

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»

26 Августа 2023 в 08:06
6344