Приближается Новый год. Все подводят итоги. Так сделал и глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью ТАСС. Его оценки ситуации значимы для понимания пути, которым наша страна пойдет дальше – через бои СВО к прекрасному светлому суверенному будущему. Понятно, что каждый вопрос и их порядок был согласован на самом высоком уровне в аппарате МИДа. Но так и надо, когда речь идет о государственной политике. Все должно быть взвешено и продумано – только так дипломатический язык может быть транслирован на целевую аудиторию. В нашем случае она такая: во-первых – сам президент Путин (1); во-вторых – АП и правительство РФ (2); в-третьих, российский электорат (3); в-четвертых, западные лидеры (4). Именно в этих направлениях засылает свои смыслы Лавров, и РИА «Катюша» в тексте будет указывать их номера. Вопросы приводятся практически полностью, так как они очень важны сами по себе.
Заглавный вопрос относился к возможным «мирным» переговорам с б/УССР: «Уже понятно, что "контрнаступление" Украины провалилось. В западной прессе всё чаще звучат тезисы о том, что уже этой осенью возможны переговоры. Есть ли какие-то предпосылки к этому?».
Смысл ответа Лаврова чрезвычайно лаконичен: «Мы их не видим. На этот счёт было немало комментариев и Президента Российской Федерации В.В.Путина (1), и Вашего покорного слуги, и пресс-секретаря Президента России Д.С.Пескова (2)». Министр иностранных дел показывает, что любые переговоры не на российских условиях – «договорняк», а коллективный запад специально засылает «провокационные слухи» (3, 4), которыми проверяет готовность России на возможность пойти на уступки/ отступлеение от заявленных целей СВО (2). Договориться с западом невозможно, так как любые соглашения не соблюдаются (4). В пример Лавров приводит Минские договоренности, которые стали лакмусовой бумажкой «государственного» вранья наших врагов. «Открытым текстом и бывший канцлер ФРГ А.Меркель, и бывший президент Франции Ф.Олланд, и бывший президент Украины П.А.Порошенко еще в 2022 г. заявили, что эти договорённости нужны были только для того, чтобы выиграть время с целью пополнения военных арсеналов украинского режима против РФ», - подчеркнул глава МИД РФ.
Планы англосаксов не предусматривают честного мирного урегулирования. Сергей Лавров вспомнил историю апреля 2022 года, когда «когда Украиной был предложен вариант прекращения боевых действий и урегулирования ситуации на основе предоставления взаимных надёжных гарантий безопасности. Но он тоже был отозван по требованию Вашингтона и Лондона» (3, 4). «Поэтому нас не надо упрекать в отсутствии доброй воли (4). Об этом Президент России В.В.Путин постоянно говорит (1). Когда мы были готовы к подписанию договорённостей, украинцы заверяли, что они тоже поставят свои подписи. В качестве жеста доброй воли мы прекратили боевые действия и даже осуществили определенную передислокацию наших вооружённых сил (3) Этим воспользовались те, кто сорвал эту договорённость (4)». Так Сергей Лавров, наконец, четко объяснил произошедшее под Киевом и Харьковом. Этот урок невозможно забыть и России необходимо сделать все, чтобы такая ситуация не повторилась: «Об этом сейчас Президент России В.В.Путин тоже упоминал (1). Мы готовы на переговоры и рассмотреть любые серьёзные предложения (3, 4), но ни о каком прекращении огня на период переговоров речи быть не может. Потому что нас на этом уже один раз обманули (2, 3, 4)».
«Говоря о том, чем всё это может завершиться. Не видим никакого серьёзного предложения со стороны Запада (2, 4)», - дает прогноз Лавров. Посредники, которые искренне хотят примирения сторон, а именно КНР, Индия, Бразилия, страны Африки не могут дать серьезных гарантий, потому что развитие ситуации в б/УССР от них абсолютно не зависит. Они могут только пополнить когорту «обманутых». Англосаксы настаивают на мирных переговорах, которые должны отталкиваться от «формулы Зеленского», а это по сути дела ультиматум России. Сейчас обстановка на фронтах СВО не способствует успеху такой позиции и на западе отлично это понимают. Проталкивая «формулу» они пытаются просто не допустить переговоры вообще. При этом Лавров считает, что мы «готовы договариваться, но с учётом реалий, сложившихся сейчас “на земле” (4), и нашей позиции, которая всем хорошо известна (3, 4)», и делать это «с учётом наших интересов (3, 4)», интересов нашей безопасности (1, 2, 3) и недопущения создания на границах России враждебного нацистского режима (3, 4)». Главный вывод министра: «Круг замкнулся. Это <западная> абсолютно тупиковая позиция. Она либо не отражает наличие здравого смысла в головах тех, кто руководит этой войной против России, либо отражает их непоправимую уверенность в том, что они Россию “победят” (4)». С «неадекватами» переговоров точно не будет. Как вариант – ждем выборов Трампа?
Второй вопрос о еще одной «горячей» для России точке – Армении: «Как Вы считаете, может ли получиться так, что Армения потеряет Россию (4)?». Именно так, а не «Россия потеряет Армению», какая тонкая расстановка акцентов! На такой вопрос отвечать гораздо приятнее.
Вот характеристика ситуации от российского МИДа: «Там есть много желающих потерять Россию и обрести себе новых друзей (4)». Тут с министром можно поспорить – «новых друзей», которые хуже врагов эти неуказанные лица уже приобрели. Хотя одно из них названо прямо: «Подобная мысль проскальзывала и в недавнем выступлении премьер-министра Н.В.Пашиняна (4), который говорил о необходимости компенсировать "несостоявшиеся" союзы, на которые Армения рассчитывала в плане обеспечения своей безопасности, и расширить круг партнеров, которые эту безопасность будут обеспечивать». Обращение части армянского руководства за помощью к США предполагает тяжкие последствия для них самих. Элементарно «кинут», считает российский министр иностранных дел.
Третий вопрос касался Грузии: «Как известно, недавно восстановлено прямое авиасообщение между нашими странами (2). Также подписан указ о безвизовом режиме для граждан Грузии (1, 3).Видите ли Вы возможным восстановление дипломатических отношений в каком-то ближайшем будущем? (1)».
«Дипломатические отношения разрывали не мы. Это была инициатива режима М.Н.Саакашвили (4)», - так Лавров сформулировал нынешнюю позицию России. Тогдашний грузинский режим поднял руку на братьев-осетин и миротворцев, за что и поплатился. «В истории России, Советского Союза и нашего искусства, культуры, науки грузины занимают особое место (1, 2, 3)», поэтому с ними нужно и можно работать: «Мы увидели, что нынешнее правительство в Тбилиси заинтересовано в нормализации отношений, хотя бы в интересах простых граждан (3)». Вот только о сроках возобновления дипотношений сказано не было. Видимо с нынешней грузинской властью об этом договориться пока не удалось.
Четвертый вопрос касался «изолированного» западом российского спорта: «Президент России В.В.Путин заявил о готовности России принять игры БРИКС уже летом 2024 г. (1). Россия готова принять спортсменов только лишь из стран БРИКС (как мы знаем, БРИКС расширяется) или еще из тех стран, которые только готовы примкнуть к объединению? (4) Могут ли эти игры в перспективе стать некой альтернативой Олимпиады? (1, 2, 3, 4)».
«Нет (4). Точно так же, как БРИКС в качестве межгосударственного объединения укрепляется и расширяется (и будет и дальше расширяться) не против кого-то, а исключительно в интересах стран-участниц, точно так же и спортивные игры БРИКС, задуманы не против олимпийского движения, а в качестве дополнения к нему (4)», - так Сергей Лавров отмёл возможность подмены новыми играми движения барона де Кубертена, которое давно пришло в политическую негодность. Надо ли нам поддерживать его пиетет? Вопрос сложный, но министр решил именно так, а не иначе, хотя «данное движение в результате позиции, занятой президентом Международного олимпийского комитета Т.Бахом, превращается в инструмент политики Запада (4)». При этом «Международный олимпийский комитет сейчас использует ситуацию вокруг Украины для того, чтобы грубо и прямо нарушать Олимпийскую хартию (4)».
Говоря об играх БРИКС, которые намечены на июнь 2024 года и будут проведены в Казани, министр иностранных дел предъявил официальную государственную политику России по отношению к другим странам. «Все эти соревнования открыты для спортсменов из любой страны, даже из «недружественных» стран. У нас нет недружественных спортсменов, граждан и даже стран. Есть недружественные правительства, которые на какое-то время (4) пришли к власти в государствах, чьи народы и граждане всегда имели с нами хорошие и добрые связи (4)». Наверное это те посылы, ради которых и давал интервью главный дипломат России.
Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»