На III Международную конференцию по инициативе «Пояс и Путь» / Belt and Road Initiative (BRI) 17-18 октября вместе с президентом России отправились высшие чиновники РФ: мининдел Сергей Лавров, зампреды правительства Александр Новак, Дмитрий Чернышенко, заместитель руководителя АП – пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков, помощники президента Максим Орешкин и Юрий Ушаков, посол России в КНР Игорь Моргулов, минэкономразвития Максим Решетников. Странно, что в этом списке не присутствовала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, но свои инструкции от МВФ и Группы Всемирного банка она уже получила из Маракеша со встреч министров финансов и центральных банков G20. Глава ЦБ даже сделала «подарочек» китайцам, представит 5000 купюру нового вида без памятника Муравьеву-Амурскому в Хабаровске, отношение к которому в Китае однозначно отрицательное. На конференции говорили исключительно об экономике, и это было сделано по просьбе хозяев. Си Цзыньпин представил 8 пунктов развития этой инициативы, а Владимир Путин остановился на международных транспортных коридорах, проходящих через Россию.
Накануне Конференции по инициативе «Пояс и Путь» агентство Синьхуа опубликовало «оду» председателю Синь Цзыньпину. В ней говорится, что всего за 10 лет инициатива BRI как особое видение глобального развития главы Китая и его коммунистической партии, стала одним из самых популярных решений в мире, предоставившее развивающимся странам шансы на прорывное развитие. «Мы не ели мясо месяцами, - вспоминал инициатор тогда еще «Одного пояса – одного пути» во время визита в Сиэтл (США) уже в качестве председателя Китая. - Больше всего на тот момент я хотел, чтобы сельчане могли вдоволь наесться мяса». Теперь мясо в КНР употребляют все слои населения, а «жучки и червячки» отправлены глобалистами в Европу и США. Си Цзиньпин придумал «Пояс и Путь» для Китая, основываясь на огромных знаниях – он любит читать – и это неотъемлемая часть его повседневной жизни. Так, однажды он прошел 15 км, чтобы одолжить экземпляр «Фауста». Агентство в чем-то право. Именно председатель Си изменил понимание государственного капитализма, основанное на американофилии Ден Сяопина.
На Конференции стало понятно главное: инициатива «Пояс и Путь» / BRI - лишь первый шаг Китая в реализации стратегического плана по созданию нового мирового порядка. Он объясняется в Белой книге BRI, опубликованной неделю назад. Этот новый «талмуд» критикует существующий международный порядок, в котором «доминируют несколько стран», создающих неравенство «между развитыми и развивающимися странами». По мнению Си Цзиньпина, Пекин может предложить уникальную альтернативу странам, которые чувствуют себя на периметре подобного мироустройства. Первым шагом в глобальной стратегии была идея создания взаимосвязей и инфраструктуры как основы экономического роста. Однако первое десятилетие инициативы «Один пояс – один путь» не привело к устойчивому росту всех участвующих в нем стран. Теперь акценты сдвинуты на практические проблемы, с которыми сталкиваются развивающиеся страны. Одним из элементов этой переориентации является стремление к открытию профессиональных технических училищ BRI, в которых люди обучаются производственным навыкам с целью увеличения занятости в собственных странах. Этот шаг по продвижению инициативы «Пояс – Путь» является необходимым условием для перехода КНР к следующим шагам в своей глобальной стратегии - внедрению китайских норм и ценностей во всем мире. В Китае также приготовлены программы для обучения чиновников развивающихся стран, которые охватывают направления от борьбы с преступностью и бедностью, до управления этническими меньшинствами. Нетрудно смекнуть, что страны, которые входят или войдут в инициативу BRI все теснее привязываются к китайским инициативам, могут незаметно пройти точку невозврата к собственным традициям.
Хотелось бы думать, что именно поэтому заявлений о присоединении России к «Поясу и Пути» не прозвучало, хотя китайская сторона на этом настаивала. Пока мы хотим, чтобы отношения между РФ и КНР складывались на основе партитета участия Китая в наших собственных инициативах и решений соседей, куда может войти Россия. «Есть ли у Вас план, мистер Фикс? - Нет», поэтому Китаю просто не к чему присоединяться. Дело в том, что «плодотворную дебютную идею» России и КНР затрудняют разные горизонты планирования. В РФ он краткосрочный, не более 3 лет, а у наших соседей – стратегический, на сотни лет вперед.
Си Цзыньпин представил план реконструкции старой инициативы из восьми пунктов:
- «Пояс и Путь» теперь будет «доворачиваться» в цифровом формате.
- В рамках инициативы станут создаваться зоны электронной трансграничной коммерции.
- Идет серьезнейшая работа по платежам через цифровую валюту центральных банков участников (CBDC).
- Опорой BRI станет разработка искусственного интеллекта.
- Отдельно рассматривается технологическое сотрудничество участников инициативы в области высоких технологий.
- Приоритетом для КНР как локомотива BRI станет «зеленая экономика».
- Участникам необходимо совершить переход к альтернативной энергии, в китайском случае – это водородная энергия.
- Необходимо создание институтов управления и координации «Пояса и Пути», включая образование его Секретариата.
Выступая на открытии Конференции, Владимир Путин сказал: «Мы неоднократно отмечали, что Россия и Китай, как и большинство государств мира, разделяют стремление к равноправному, взаимовыгодному сотрудничеству в целях достижения всеобщего устойчивого и долгосрочного экономического прогресса и социального благополучия при уважении цивилизационного многообразия и права каждого государства на собственную модель развития».
Президент России считает, что ЕАЭС и «Пояс и Путь» дополняют друг друга: «Имеется конкретная договорённость России и Китая о параллельном и скоординированном развитии Евразэс и программы «Один пояс, один путь» и реализуется непреференциальное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между государствами – членами Евразэс и КНР». Главное для этих отношений - международные транспортные коридоры (МТК):
- Международный коридор «Север – Юг», связывающий российские порты на Балтике и в Арктике с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана.
- «Север – Юг 2» через уральский регион России и Сибирь. Его ключевые элементы – это модернизация центрального участка Транссиба, включая Западно-Сибирскую железную дорогу.
- Железнодорожные маршруты из Центральной Сибири в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов.
- Коридор от «Арктика – Юг» на Дальнем Востоке, это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур, Тихоокеанская железная дорога, модернизация автомобильных трасс, создание глубоководных терминалов на восточном участке Северного морского пути.
Личные переговоры председателя Си и президента Путина на настоящий момент уже завершились. По всей видимости на них поднимались именно геополитические вопросы, в том числе ситуация на СВО и вокруг Тайваня. Они продолжались порядка полутора часов, совсем немного, но хватит, если решения были заранее подготовлены. В частности, возможности военно-технического сотрудничества были проработаны во время визита в КНР министра обороны Сергея Шойгу. По их окончанию Си Цзиньпин заявил, что страны неуклонно углубляют политическое взаимодоверие и поддерживают плотное стратегическое сотрудничество, Пекин готов работать с Россией для защиты международной справедливости. Он также отметил, что лидеры РФ и КНР наладили теплые деловые отношения и крепкую личную дружбу. В свою очередь Владимир Путин отметил, что в нынешних условиях востребована тесная внешнеполитическая координация, на основе которой РФ и и выстраивают сотрудничество. Он добавил, что по расчетам год к году планка в $200 млрд товарооборота уже есть, и по календарному году этот показатель точно будет преодолен. Еще бы, похоже, что достигнуты договоренности об участии в российской цифровизации китайских Big Tech компаний по полной, без учета американских санкций.
Визит представительной делегации России в Китай показал, что наша страна «бьет в догонку» китайской инициативе BRI, концепцию которой Си Цзыньпин поменял прямо на ходу. Отдельно хотелось бы привести самые яркие комментарии к ленте агентства Синьхуа про Путинский визит: «Старый друг приехал в Китай». «Вот такой мужчина должен управлять не только Россией, но и всем миром». «Дружба КНР и России неразделима как небо и земля». По нашему – «Небо и земля» гораздо понятнее.
Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»