19 июля в Тегеране прошла трёхсторонняя встреча Президента России Владимира Путина, президента Ирана Эбрахима Раиси и президента Турции Реджепа Таипа Эрдогана. В этой «тройке» точно понятно, кто играет роль Сталина. А вот по лицам Рузвельта и Черчилля есть сомнения. Правда, последняя «личина» очень подходит именно Эрдогану. Важно, что до встречи «тройки» Президент России встретился с Верховным руководителем и духовным лидером Исламской Республики Иран аятоллой Али Хаменеи, который вполне может считаться персидским Рузвельтом, и их разговор стал основой для дальнейших договоренностей. Об этой встрече как пресс-служба Кремля, так и мировые СМИ сообщили совсем немного. Да и нечего было сообщать – разговор Путина и Хаменеи был абсолютно закрытым. Однако именно там обсуждались ключевые моменты противодействия американским санкциям, которые Иран уже превзошел, а России это только предстоит. Иран-2022 состоялся во время Третьей мировой войны России против НАТО и это – главное совпадение с темой Ирана-1943. Стоит напомнить, что та встреча предшествовала тотальному наступлению СССР на войска фашистов. Тогда было сказано и сделано много. Поэтому Иран-2022 носит для России символическое значение.
«Операцией прикрытия» для визита Президента России в Иран послужила сирийская тематика. Поэтому встречу с президентами астанинской группы он начал именно с констатации общеизвестных фактов: «В целом совместная работа России, Ирана и Турции по содействию комплексному разрешению кризиса в Сирийской Арабской Республике является весьма результативной. Благодаря помощи и поддержке наших стран в Сирии заметно снизился уровень насилия, возрождается мирная жизнь, постепенно идёт восстановление экономики и социальной сферы». По некоторым данным, с гарантией Ирана Эрдоган и Путин уже на высшем уровне, без Лаврова, зафиксировали историю обмена «украинской пшеницы» на отсутствие активности Турции в Сирии. Решения были изложены в совместном заявлении «астанинской тройки», принятом по итогам состоявшейся встречи, зафиксировавшего территориальную целостность САР. Отдельно стоит отметить тонкий намек России, Турции и Ирана на реальное место коллективного Запада в Сирии. Вот прямая речь Владимира Путина:
«Особую обеспокоенность вызывает положение дел на неподконтрольных сирийским властям территориях. Видим, что из данных районов исходят реальные угрозы преступности, экстремизма, сепаратизма. Во многом этому способствует деструктивная линия западных государств во главе с Соединёнными Штатами, которые используют широкий арсенал средств политического и экономического воздействия, всячески поощряют сепаратистские устремления в отдельных регионах страны, как только что было сказано президентом Ирана, грабят её природные ресурсы, с тем чтобы в конечном итоге довести дело до расчленения Сирийского государства. Поэтому желательно, чтобы в нашем трёхстороннем формате были предприняты дополнительные шаги, направленные на стабилизацию обстановки в этих районах и их возвращение под контроль законного правительства Сирии».
Однако самое главное проходило без прямого озвучивания. К примеру, кажется весьма интересным то, что именно во время встречи 19 июля на Тегеранской бирже стартовали торги по валютной паре иранский риал — российский рубль. Об этом первым рассказало информационное агентство Исламской республики (IRNA). Торги начались в рамках договоренности между Ираном и Россией по развитию валютно-банковского сотрудничества. «Запустив торги этой парой, иранские экспортеры через банки и биржи смогут предлагать рубль по согласованному курсу точно так же, как доллар и евро», — заявил председатель пресс-службы Центрального банка Ирана Мостафа Гамари-Вафа.
Кроме этого, председатель экономической комиссии иранского парламента Мохаммадреза Пур-Эбрахими тут же сообщил, что главы ЦБ России и Ирана договорились отказаться от доллара во взаимных расчетах и перевести все расчеты между странами в национальные валюты. Учитывая будущие отношения России с Ираном это принципиально важно.
Однако самой важной историей, по предположению экспертов РИА «Катюша» стало организация логистики транспортного коридора, соединяющего Россию с Индийским океаном. Тест уже прошел: 13 июля, за неделю до встречи на высшем уровне, в Иран прибыл первый транзитный контейнерный поезд из России в Индию по восточной ветке Международного транспортного коридора (МТК) «Север - Юг», сообщило агентство IRNA. Поезд привез 39 морских контейнеров со строительными материалами. Он шел из подмосковного Чехова через Казахстан и Туркменистан. Конечной остановкой в Иране стал международный железнодорожный вокзал Сарахс. Затем, после прохождения таможенного оформления, груз отправился в Бендер-Аббас, а затем и в порт Нава-Шева Индии. На самом деле, после демарша президента Казахстана, этот путь не особо радует российскую сторону, поэтому сейчас рассматривается вариант использования Каспия для подвозов товаров морским путем. Согласование работы транспортного коридора, возможно, стало главной темой бесед Владимира Путина с руководством Исламской республики Иран.
На этом фоне как-то становятся совсем незаметными вероятные договоренности России и Ирана в отношении защищенности «неба» над ядерными объектами, на которых происходит обогащение урана. История прямо относится к Израилю, который всеми силами не допускает создание ядерного щита Исламской республики. Пока только у России есть возможность противостояния этим потенциальным воздушным атакам. Так что не исключена возможность получения персами «в лизинг» самых современных систем ПВО и РЭБ.
Встреча Владимира Путина с Реджепом Таипом Эргодганом действительно подчеркнула подмену некоторого противодействия в северной Сирии на союзничество по «продовольственному вопросу». В официальном обращении Президент России не скупился на комплименты: «Я хочу Вас поблагодарить за Ваши посреднические усилия, за предоставление турецкой площадки для переговоров по проблемам продовольственного характера, по проблемам вывоза зерна через Чёрное море. При Вашем посредничестве мы продвинулись вперёд. Не все вопросы, правда, ещё решены, но то, что движение есть, уже хорошо». Возможно, отдельной часть разговора президентов России и Турции стал демарш Азербайджана по поставке своей нефти в Европу через Турцию вместо российской. Однако это только предположение, а не констатация факта.
Встречи Владимира Путина в Иране-2022 похоже завершились успешно – также как и у Иосифа Виссарионовича в Иране-1943. Заложены основы будущего сотрудничества в противостоянии с новыми-старыми врагами, ведущими против России третью мировую войну руками украинцев. Теперь очевидно, что «второй фронт» будет открыт и победа, как и тогда, в Великую отечественную войну, снова будет за нами. На это с восточной мудростью тонко намекнул Эрдоган: «Результат, который мы получим после этих переговоров, несомненно, будет обсуждаться во всём мире».
Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»