В столичных поликлиниках в конце прошлого года внедрена очередная «инновация» от цифротрансформеров – обязательная аудиофиксация приемов граждан у врача (пока – вроде как избирательная). Приказ Депздрава Москвы №1241 от 20.12.2023 г. предписывает «внедрить проведение аудиоконтроля амбулаторного приема врача во всех госполиклиниках Москвы» (за исключением стоматологических клиник). Основная постулируемая задача аудиоконтроля – контроль уважительного отношения врача к пациентам, выработка у него вежливости, простого человеческого отношения к обращающимся гражданам. Таким образом, в Депздраве Москвы признают, что серьезные проблемы с этим имеются. Но еще бОльшие проблемы – в самом факте введения в столице принудительной прослушки медприема граждан, которую для вида именуют обезличенной, хотя по факту мы понимаем, что защитить биометрические аудио-ПД пациентов на 100% - невозможно. Разбираемся с подводными камнями документа.
Рекомендации для врача к проведению амбулаторного приема пациента действительно прописаны в Приказе скрупулезно: например, отмечается, что врач в поликлинике обязан «проявлять вежливость, доброжелательность, корректность и участие», «внимательно слушает пациента». Тщательно прописано, что в общении врача с пациентом не допустимы такие фразы, как «не получится», «ваша проблема» и даже обезличивающие обращения вроде «девушка, женщина», «молодой человек», «мужчина» и т.п.
Вообще сам алгоритм ведения приема пациента описан и отточен в приказе Депздрава настолько детально, что невольно напрашивается мысль: все это написано скорее для робота, для нейросети, ну, или для биоробота (т.е. врача), а не для живого человека. «Установление контакта, начало записи приема, сбор информации о пациенте, осмотр пациента, установление диагноза/заключение о здоровье пациента, назначение и рекомендации, резюме и завершение приема» - вся модель поведения врача прописана скрупулезно, что надо говорить и делать, что – категорически нельзя.
Вот, например, резюме V этапа приема:
«-вопрос о понимании пациентом дальнейших действий – задан,
- на вопросы пациента – ответы даны,
- прощание – состоялось».
В приложении к Приказу приводятся подробные критерии оценки качества ведения приема врача – по нескольким десяткам пунктов. Казалось бы, пациент от всего этого будет только в выигрыше, а вот для врача все может обернуться серьезным стрессом, потому что досконально следовать этим рекомендациям, очевидно, будет непросто. Но вот ключевой момент, который смущает во всей этой истории:
«Главврачам поликлиник обеспечить:
- ежемесячное представление графиков работы врачей, осуществляющих амбулаторный прием с проведением аудиозаписи, в Дирекцию по координации деятельности медорганизаций Депздрава;
- доступ врачей к микрофонам автоматизированных рабочих мест для обеспечения аудиозаписи амбулаторного приема;
- размещение во вверенных медорганизациях информации для посетителей о проведении обезличенной аудиозаписи при посещении врача в целях повышения качества и безопасности ведения амбулаторного приема…»
Так сухо сообщается, что согласия пациента на обработку его биометрических ПД (образца голоса), на запись конфиденциальной информации, являющейся по закону медицинской тайной – не требуется. В целях улучшения качества приема у врача теперь и врач, и пациент становятся полностью «прозрачными». Еще раз – нигде в Приказе не сказано ничего о добровольности этого действа. И это вызывает вопросы о его конституционности. Несмотря на уверения в том, что ПД пациента будут обезличены – все графики приемов врачей с аудиофиксациями должны представляться главврачам поликлиник. А установить, с учетом ведущейся базы данных, какой именно пациент был на приеме – не составляет никакого труда. Так что обезличивание тут никаких гарантий не дает.
Все эти аудиозаписи могут быть легко украдены – у нас происходят утечки отовсюду, как из государственных, так и из частных, электронных баз данных и реестров. Также налицо прямое унижение высокой профессии врача и низведение его до уровня биоробота, того же машинного алгоритма. Как будто специально Депздрав Москвы приближает мечту цифротрансформеров, вынуждая живых врачей уйти из профессии и «самозамениться» на нейросеть. О качестве «лечения и диагностики» которой тут рассуждать не будем – полагаем, все и так понятно. Считаем, что принудительная прослушка на приеме у врача – не допустима ни в каком виде. И очень интересно будет посмотреть на выкручивания мэрии Москвы, когда граждане массово понесут им отказы от этой прослушки.
РИА Катюша