Вчера, в 30-ю годовщину своего правления и за год до своего 80-летия Нурсултан Назарбаев выступил перед народом Казахстана в эфире республиканских телеканалов, заявив, что снимает с себя полномочия президента.



Новость грянула как гром среди ясного неба. О том, что она была неожиданная не только для россиян, но и самих казахов говорит хотя бы тот момент, что они за день выгребли все доллары из обменных пунктов, опасаясь наступления кризиса, революции и чего угодно. «Часа два назад все доллары закончились. Как только сообщили (об уходе Н.Назарбаева), сразу начался ажиотаж, все скупили», сообщили в обменном пункте. В 21:30 по времени Астаны продажа доллара в некоторых пунктах осуществлялась по курсу $1/378,5, в 22:00 американская валюта подорожала до 385 тенге за доллар. Средневзвешенный курс тенге по отношению к доллару США во вторник 19 марта по итогам двух сессий на торгах Казахстанской фондовой биржи (KASE) составлял 376,4 тенге за $1.

Впрочем, ожидать какого-то резкого кризиса не стоит. На данный момент все ключевые политики остались на своих местах и заметна только рокировка тех же лиц из политической элиты. К тому же сам Назарбаев серьезно подготовился к своему уходу.

Он ушел с должности президента на законодательно закрепленный пост первого президента страны с весьма широким функционалом. Соответствующий конституционный закон, по сути, учредил в Казахстане должность пожизненного Назарбаева. Согласно закону, в силу исторической миссии первого президента ему пожизненно принадлежит право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с любыми важными инициативами, которые подлежат обязательному рассмотрению. Также он может выступать перед парламентом и его палатами, на заседаниях правительства; возглавлять Ассамблею народа Казахстана, Совбез, входить в состав конституционного совета. Препятствовать деятельности «первого президента» или оскорблять его, посягать «на его честь и достоинство, включая осквернение его изображений», запрещено и преследуется по закону вплоть до уголовной ответственности. Полная неприкосновенность Нурсултана Назарбаева распространяется и на членов его семьи, всю его и их собственность, средства связи, переписку, принадлежащие им документы. Еще полномочий Нурсултану Назарбаеву добавляет закон «О Совете безопасности Республики Казахстан». Он гласит, что «первому президенту пожизненно принадлежит право возглавлять Совет безопасности в качестве председателя». Состав Совбеза формируется по согласованию с господином Назарбаевым, а в задачи входит фактический контроль над всеми госструктурами Казахстана. Инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с господином Назарбаевым.

Вдобавок к этому, в прошлом году был принят закон о национальной безопасности, позволяющий силовикам удержать ситуацию, а также внесены изменения в Конституционный закон «О выборах», где записано, что президентом может быть лишь человек, работавший на государственной службе или выборных должностях не менее 5 лет. Само собой данный закон отсекает всех кандидатов не из системы.

То есть, Назарбаев сделал все красиво. Номинально он покинул пост главы государства, оставшись в памяти человеком, который сохранил Казахстан в 90-е от бушевавшей в Средней Азии гражданской войны и войн кланов, не дал развиться религиозным фанатикам и совершил большой экономический скачек. С другой стороны, уйдя именно сейчас, Назарбаев как бы остается в стороне от проводимой там местными «чикагскими мальчиками» нынешней неолиберальной политики, которая привела в начале года к массовым протестам многодетных матерей и показательному изгнанию правительства, (на что не решился, например, Владимир Путин) которое сам Назарбаев в последний день работы оного ругал чуть не больше, чем население страны.

Все это дало повод российским экспертам и политологам дружно говорить, что в Багдаде, точней Астане, все спокойно, радостно и переживать не стоит. Так-то оно так, но ни внутренние проблемы, ни геополитика с уходом елбасы никуда не исчезнут. Более того, но со сменой правительства либеральный курс по заветам МВФ никуда не делся, а уже на следующих выборах президента в следующем году будут пытать счастья ставленники Китая, США и конкурирующие кланы. А это значит, качать Казахстан начнут в этом году.

Начнем с того, что Астана плотно сидит на трех стульях США, Китая и России, попутно заигрывая с Турцией. Притом главными «партнерами» здесь уже являемся не мы с китайцами, а американцы, которые имеют два больших рычага влияния. В прошлом году США открыто продемонстрировали, что будет с Казахстаном, если тот попытаются «выкаблучиваться». В декабре 2017 года в США были заморожены средства национального суверенного фонда Казахстана, на общую сумму примерно в 22 миллиарда долларов или 17% ВВП Казахстана. Для понимания ситуации: как рассказали в журнале Форбс, под заморозку попали 40% Фонда будущих поколений, который казахское правительство пополняет за счет доходов от экспорта нефти и использует в качестве инструмента для экстренного финансирования банков, поддержки национальной валюты и экономики в целом. Плюс были заморожены акции, принадлежащие суверенному фонду Казахстана «Самрук-Казына» стоимостью 5,2 миллиарда долларов, а в Швеции были заморожены акции Казахстана в 33 государственных шведских компаниях (включая Volvo, Skanska, Electrolux, Nordea и т. д., принадлежащих шведскому SEB-банку в качестве хранителя). Для разблокировки счетов Назарбаеву пришлось лично ехать в Вашингтон и обещать что-то весомое, после чего деньги вернули.

Одним из таких интересных новшеств стало подписание Пятилетнего плана военного сотрудничества с США на 2018−2022 годы. Документ был подписан в Вашингтоне в ходе двусторонних консультаций по обороне между Казахстаном и США. Министерство обороны Казахстана также информирует, что в рамках визита военной делегацией Казахстана были проведены встречи с представителями Минобороны США, Бюро Национальной гвардии, Армии США и Национального университета обороны США. Возглавил делегацию заместитель Министра обороны Республики Казахстан генерал-лейтенант Талгат Мухтаров. По информации издания «Правда.ру», речь идёт о программе США по подготовке квалифицированных кадров для армии Казахстана. А как известно, кадры решают все.

Помимо этого, в марте 2018 года в Казахстане начал действовать «независимый» суд Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) под контролем британцев. Новый суд рассматривает коммерческие и гражданские споры на основе принципов английского судопроизводства, а официальным языком МФЦА стал английский. К слову о языке – одновременно с началом работы «суда белых господ», в самом Казахстане Нурсултан Назарбаев утвердил новый вариант казахского алфавита, основанный на латинской графике. И вот, за неделю до отставки Назарбаева, Руководитель института языкознания им. А.Байтурсынова Ерден Кажыбек стал обладателем награды американского центра StrategEast. Его отметили за вклад в латинизацию казахского алфавита. Об этом сообщается на сайте организации StrategEast, которая напрямую финансируется госдепом и является стратегическим центром политических и дипломатических решений. Главная задача StrategEast в том, чтобы на основе сбора информации и анализа разрабатывать программы для конкретных государств по восприимчивости к различным западным (американским) ценностям в области культуры, экономики и политики. За этой красивой формулировкой прячется следующее: специалисты StrategEast собирают информацию по разработке возможной модели по созданию на заинтересовавшей США территории проамериканского общества. Сама медаль называется: «За языковую и культурную вестернизацию». И это тот самый разработчик латинизации казахского языка Ерден Кажибек, который в 2009 году обвинялся в краже бюджетных средств в размере более 500 тысяч долларов был объявлен в розыск. Согласно данным финансовой полиции Ерден Кажибек сбежал в Турцию. Через некоторое время он неожиданно вернулся в Казахстан, получил должность руководителя института языкознания им. А.Байтурсынова и был назначен разработчиком программы латинизации казахского языка.

В Казахстане антирусской работой с молодежью и представителями различных меньшинств почти 10 лет занимается Национальный фонд поддержки демократии (National endowment for democracy, NED), получающий деньги напрямую от Госдепартамента США и фонд Сороса. И результаты их работы уже налицо. К примеру, в песнях для казахской молодёжи делается особый акцент на нации. Во многих фильмах и сериалах казахстанского производства, большинство отрицательных героев – это русские.

К чему это уже привело не секрет. После расстрела в Новой Зеландии казахские соцсети запестрели призывами резать русских.

Вот просто два примера из наиболее приличных.





На сегодня их не так много, но заигрывания со стороны элиты пополнили ряды националистов, а в случае беспорядков важна будет уже не столько численность – ее обеспечивают «хомячки», а сплоченность и решительность.

Еще одним важным, если не самым важным рычагом влияния США на Казахстан является его молодая элита, часть которой обучалась на Западе и видит себя только на Западе. Самым ярким примером можно назвать «Розовую барби», из-за слов которой и начались выступления матерей в этом году, выпускницу Колумбийского университета и Гарварда (эти американские вузы входят так называемую Лигу плюща), любительницу посещать Давос и бороться за гендерное равенство — бывшего главу минтруда Мадину Абылкасымову.

И тут важно понимать, что для США «цветная революция» - это не самоцель. Их вполне может устроить и нынешняя власть, при условии полной подконтрольности под угрозой Майдана. «Казахстан пойдет по своему особому пути, что и делал все эти годы. По внешней политике это видно даже из Омска. Хотя наши руководители почему-то считали и считают его абсолютно пророссийским. Надеюсь, нам хватит мудрости это преодолеть и не допустить переориентации нашего большого соседа в сторону США. Потому что, если «зацветет» Казахстан, мало нам не покажется», - отметил экс-глава налоговой службы по Омской области, политолог Сергей Евсеенко.

Однако, подобное не устроит Китай, который очень заинтересован в Казахстане. Пекин вкладывается в развитие Шелкового пути. КНР закупает у Астаны нефть и активно вкладывается в их проекты. Также Казахстан - это пропуск Пекина в Таможенный союз и на наш рынок Что еще более опасно – у Китая хорошо налажены отношения с региональными элитами, которые не входят в Алма-атинский клан. И если в Пекине увидят, что их интересы ущемляются, то могут легко вернуть Астану на землю, просто не выплатив зарплаты работающим в их компаниям работникам и устроив форменные бунты и саботаж по регионам, а также ограничив инвестиции. И тогда уже кто кого. «У меня много друзей в Казахстане, работают там в правительстве. Сейчас они опасаются, что будет передел власти. Есть вероятность, что местные кланы начнут ее делить. Люди боятся, что в стране будет кризис», - отметил депутат Оренбургского горсовета Денис Батурин.

Что касается России, то мы по привычки работаем с уже имеющимися элитами, без намека на внедрение своих людей во власть. Основной козырь России – экономика и тут насколько бы сильны были влияния США и Китая, но мы основной торговый партнер с единым рынком и тенге зависимо от рубля настолько, что когда рубль потерял 10% стоимости к доллару, тенге обрушился на 15.

В итоге, как не крути, а Назарбаев своим уходом практически закончил эпоху политики многовекторности Казахстана. А ведь там еще целый вагон внутренних проблем, о которых РИА Катюша рассказывала в прошлый раз. И здесь выборы без Назарбаева – это тоже самое, что выборы без Лукашенко, например. То есть дают шанс всем заинтересованным сторонам как минимум еще дальше продвинуть свои интересы, а как максимум – превратить Казахстан в свою вотчину. И качать нашего соседа в нынешний год будут неслабо по самым разным направлениям.

РИА Катюша

Подписывайтесь на наш Телеграм

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ

Поддержать наш проект пожертвованием
20 Марта 2019 в 10:28
3505