Как и предполагало наше агентство, турецкая армия не смогла сломить сопротивление курдов, но и те не могут выдавить турок. Напомним, с 20 января турецкая армия проводит на северной границе с Сирией операцию «Оливковая ветвь» против курдского ополчения, которое причисляет к террористам. Несмотря на широкое освещение в СМИ, подобные столкновения с курдами у турок происходят постоянно с 1984 года по одному и тому же сценарию: турецкая армия надувает щеки и объявляет о намерении полностью уничтожить курдские формирования, курды мобилизуют всех, включая женщин и детей, — и уходят в глухую оборону. Далее в течение какого-то времени идут жестокие бои и менее жестокие боестолкновения с применением всего, что стороны имеют в арсеналах, после чего все объявляют о победе и расходятся.

Не стало исключением и нынешнее обострение. Турки объявили, что за месяц им удалось уничтожить более 1,6 тысячи «террористов», а курды — что сбили вертолет, попортили бронетехнику, уничтожили сколько-то пехоты и смогли дать достойный отпор противнику. В целом, пора бы и разойтись по разным сторонам ринга, но встал вопрос, как сохранить лицо.

По-хорошему, ни туркам, ни курдам не обойтись без Дамаска и России, иначе большая бойня может снова поставить страну на грань развала и будет чревата совсем уж большими потерями. Дамаск с самого начала заявил решительный протест, указав, что эта территория является неотъемлемой частью Сирии. Россия также призывала все стороны к сдержанности и уважению территориальной целостности страны. И вот в Африн вошли пока сирийские ополченцы, которые вполне могут быть заменены на сирийских военных. По информации правительственного информационного агентства Сирии SANA, отряды народного ополчения, лояльные Башару Асаду, должны войти в курдский район с центром в городе Африн в ближайшее время «для поддержки его населения в противостоянии агрессии турецкого режима». А накануне турецкий лидер заявил о том, что сирийские ополченцы оставили город Африн после того, как турецкая армия открыла по ним предупредительный огонь. Агентство Anadolu утверждает, что бойцы СНС были остановлены в 10 километрах от города.

Впрочем, на данном этапе турки в любом случае не будут признавать присутствие сирийских ополченцев. Анкара как бы и не выступает против ввода сирийских правительственных сил в Африн, но если они будут «бороться с террористами». Об этом заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. «Цель нашей операции "Оливковая ветвь" для всех ясна — мы боремся с терроризмом в этом регионе», — заявил он. Чавушоглу подчеркнул, что Турция выступает за сохранение территориальной целостности Сирии и не видит проблем в том, что в регион войдет сирийская армия, подчиняющаяся президенту САР Башару Асаду, но при условии разоружения курдов. «Важна причина, ради которой в этот регион войдут силы, подконтрольные Дамаску. Если для борьбы с Рабочей партией Курдистана, то у нас с этим проблем не возникнет. Но если для защиты курдских отрядов "Сил народной самообороны", то турецкие войска никто не сможет остановить», — добавил он.

В целом, позиция турок понятна — им необходимо выполнить три вещи: красиво уйти из Африна, добиться гарантий ненападения на живущих там туркоманов и показать народу победу над курдами. Других условий они принимать не будут.

Для этого Турция сначала было обратилась к США, предложив вместе патрулировать регион, но у США сейчас совсем другая песня, а потому 19 февраля 2018 года между президентами России и Турции Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом состоялся телефонный разговор. «Отдельно затронута обстановка на северо-западе Сирии, в том числе с учётом турецкой военной операции в районе Африна», — сообщает пресс-служба Кремля.

Заручиться поддержкой Кремля Анкаре сейчас важно как никогда. Ранее мировые и местные СМИ сообщали, что в Алеппо ведутся переговоры между представителями официального Дамаска и сирийскими курдами. В воскресенье, 18 февраля 2018 года, представитель правящей коалиции Африна Абдулрахман Салман заявил курдскому телеканалу Rudaw, что местные власти «попросили Сирийскую армию войти в Африн». На переговорах курдская сторона якобы требовала защитить свои вооружённые формирования от турецких авиаударов. Турецкое официальное агентство Anadolu сообщает, что сирийские власти, в свою очередь, потребовали от курдских сил сложить оружие, но те отказались.

19 февраля 2018 года базирующийся в Бейруте канал Al-Mayadeen, лояльный сирийским властям, показал боевую технику и вооружённых людей, которые якобы собирались для отправки в Африн. Кроме того, агентство SANA сообщило, что в город вошли два гуманитарных конвоя из Максуда и Манбиджа. Как информирует Rudaw, после сообщений о вводе правительственных войск в Африн турецкие войска интенсифицировали боевые действия в городе.

Стараются сохранить лицо и курды — незадолго до начала операции «Оливковая ветвь» политическое руководство курдов Африна отказалось передать регион под контроль официального сирийского правительства. Поговаривают, что и сейчас курды категорически против условий о разоружении и полном подчинении сирийским властям, поэтому переговоры идут очень тяжело. Тем не менее, сохраняется возможность ввода в Африн ограниченного контингента из Алеппо. проправительственных сил Представитель военного крыла курдских Сирийских демократических сил Бруск Хасаке сообщил 19 февраля в интервью агентству Sputnik, что сирийских военных в Африне не будет. «Мы ранее заявляли, что Сирийская армия не вошла и не войдёт в Африн. Если бы было заключено какое-то соглашение, мы бы сделали заявление», — подчеркнул курдский деятель. «Соглашения нет. Есть только призыв к сирийским войскам войти и защитить границы», — приводит Reuters слова курдского представителя.

С другой стороны, курды понимают, что кроме как от Асада и России, помощи им ждать просто неоткуда. Покровители курдов из США и их коалиции не пойдут на прямой прорыв к Африну через контролируемую туркоманами и турецкими войсками территорию — Эрдоган, как опытный торговец, давно обещал США перебежать от НАТО к русским и китайцам, если те будут его сильно не любить. Помнят курды и недавнюю их сдачу американцами в Ираке в октябре 2017 года. Тогда правительственные войска Ирака начали вытеснять курдов из Киркука и ряда других районов, и вооружённые силы Иракского Курдистана так и не получили поддержки со стороны США. Эрбиль потерял значительную часть нефтяных месторождений, после чего в отставку ушёл президент автономии Масуд Барзани.

Комментируя происходящее в Африне, глава нашего МИД Сергей Лавров в ходе выступления на сессии Ближневосточной конференции клуба «Валдай» заявил, что «очень давно между представителями российских ВКС и сирийского правительства были контакты с курдами, которые там находятся, нацеленные на то, чтобы обстановку разрядить и не создавать поводов спекулировать на курдском факторе».

Таким образом, на данный момент ситуация зависла, и имеется лишь два пути. Если, с одной стороны, сирийские власти предложат курдам некие права в самоуправлении и гарантируют безопасность со стороны туркоманов, то регион спокойно вернется под законное управление. С другой, если Сирия и Россия выступят гарантом безопасности региона для туркоманов и умерят боевой пыл курдов, то Анкара спокойно объявит о победе и выведет войска без продолжения потерь.

Однако уговорить всех прекратить стрелять и начать мириться между народами, которые воюют периодически постоянно свыше 30 лет, — дело крайне сложное. Доверия там нет ни к кому, зато есть желание выторговать для себя условия повыгодней. Другой вопрос, что при втором варианте все равно придется прийти к тому же самому, но с гораздо большими потерями.

Если договоренностей не будет, то Эрдоган максимально усилит наступление на курдов, постарается испортить дела сирийцам в провинции Идлиб, а главное, предоставит американцам шанс на дестабилизацию в стране, к которой они активно готовятся. Штаб объединенного центрального командования вооруженных сил США (CENTCOM) планирует за счет сокращения группировки войск в Ираке нарастить свое присутствие в Сирии, сообщает Федеральное агентство новостей. Так, до конца февраля якобы для защиты сирийской территории от угрозы атак террористов будет переброшено несколько сотен американских солдат и офицеров. Источник предполагает, что эти силы могут быть задействованы против сирийских проправительственных сил в провинции Дейр-эз-Зор. В то же время подготовленные США в составе так называемой «Новой сирийской армии» бывшие боевики ТОЗР ИГИЛ могут быть задействованы против проиранских формирований. Несколько сотен боевиков из Ат-Танфа могут атаковать союзные правительству Башара Асада силы, дислоцирующиеся в районе станции Т-3. Вероятно, это может быть сделано как с целью сдерживания Ирана в Сирии, так и для взятия под контроль границы, через которую боевики смогут осуществлять перевозку контрабанды.

Напомним, по данным, озвученным начальником Генштаба ВС РФ Валерием Герасимовым, на военных базах США в Ат-Танфе и Аш-Шаддади проходит подготовку более тысячи бывших террористов, выведенных из Ракки и с левого берега реки Евфрат в Дейр-эз-Зоре. Цель проамериканской группировки — дестабилизировать ситуацию в Сирии. «Эта зона должна быть немедленно закрыта, и доступ в этот лагерь беженцев для гуманитарных грузов должен быть обеспечен», — добавил к словам военных Лавров в рамках Ближневосточной конференции международного дискуссионного клуба «Валдай».

Одновременно с этим поступают сообщения о возможном контрнаступлении группировок в Идлибе, в том числе и со стороны ТОЗР «Хайят Тахрир аш-Шам» (бывшая Ан-Нусра) и «Исламской партии Туркестана».

Одновременный удар с трех сторон поставит в очень сложное положение армию Асада, на что и надеются США, заодно заставив снова забыть надолго о слове «мир». При этом новое обострение не выгодно ни Анкаре, ни Москве, ни Дамаску, да и курдов оно вряд ли обрадует — они как раз оказываются одновременно и в роли главного пушечного мяса, находящегося между множества огней.

Это понимают все, а вот смогут ли стороны умерить амбиции и не допустить нового этапа гражданской войны, сегодня сказать сложно.

РИА Катюша

TELEGRAM РИА КАТЮША

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
21 Февраля 2018 в 03:40
6134